Полинова Зоя Александровна
воспитатель средней группы
МАДОУ «Детский сад «Семицветик»
г. Белоярский»
Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра
- Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие
- Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
- Формы организации деятельности: подгрупповая, индивидуальная.
- Материал и оборудование: «Пряничный человечек»; разные виды конструктора, природный материал (камушки, ракушки), алгоритм решения проблем ТРИЗ-технология.
- Предварительная работа (по необходимости): просмотр мультфильма, беседы, рассматривание иллюстраций с мостами.
- Здоровьесберегающие технологии: физминутка.
Цель: формировать умения детей в решении проблемных ситуаций; совершенствовать умения детей выполнять постройку в нужной последовательности.
Задачи:
Развивающие: развивать навыки и способности конструирования, интерес к конструкторской деятельности. Развивать творческую активность, воображение, мышление, речь, самостоятельность.
Обучающие: расширить знания детей об окружающем мире.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, усердие, усидчивость, доброжелательные отношения и чувства взаимовыручки.
Ход НОД
- Вводная часть.
Педагог предлагает детям встать в круг.
Собрались все дети в круг:
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Ребята, давайте вспомним с вами, с какой сказкой мы недавно познакомились? (ответы детей)
Какая проблема возникла у пряничного человечка? (Ему нужно было перебраться через речку и не намочиться.)
А почему ему нельзя намокать? (ответы детей)
- Основная часть.
Отлично! Давайте мы поможем пряничному человечку перебраться через реку и не намокнуть.
Педагог обращает внимание на алгоритм решения проблем (см. приложение)
КП пряничный человечек и речка. Давайте подумаем, какой идеальный результат может быть у пряничного человечка?
ИКР 1 (САМ) Пряничный человечек должен САМ не намокнуть.
А какой может быть идеальный результат у речки?
ИКР 2 (САМА) Речка САМА не намочит пряничного человечка.
Молодцы! Давайте теперь подумаем и определим, какие есть помощники (ресурсы) у пряничного человечка? (пуговки, тесто, ветер, солнце, веточки, листочки, травка.)
Какие помощники есть у речки? (ветер, солнце, берега, камушки, ракушки.)
Какие из перечисленных помощников (ресурсов) помогут нам решить проблему? Давайте посмотрим, что получится?
ИКР 1+ресурсы: Пряничный человечек с помощью веточек САМ не намокнет.
ИКР 2+ресурсы: Речка с помощью ветра САМА не намочит пряничного человечка.
Идеи решения: (ответы детей)
Идея решения: Пряничный человечек с помощью веточек Сам построит мост и перейдёт на другую сторону реки.
Молодцы, мы можем помочь построить мост для пряничного человечка. Давайте сначала мы с вами вспомним, какие ж бывают мосты? (Обсуждение) А из каких частей состоит мост? (Опора, пролёт, скат)
Замечательно! Давайте немного отдохнём и наберёмся сил, а потом приступим к постройке моста.
Физминутка:
Это лёгкая забава, повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно. (повороты туловища влево и вправо.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать, надо много приседать (приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
На полу лежит синяя ткань (речка).
Ребята, посмотрите, вот наша река. Вы можете выбрать любой конструктор или природный материал и построить любой мост, по которому пряничный человечек перейдёт речку. Работать вы можете как в парах, так и по одному.
- Заключительная часть.
Вы большие молодцы, все отлично потрудились. Давайте вспомним, какая же проблема была у пряничного человечка? Как мы помогли пряничному человечку решить эту проблему? Посмотрите, какие у всех разные и красивые мосты получились!
Сегодня, вы сделали хорошее дело, помогли пряничному человечку перебраться через речку, и не намокнуть.
Приложение
Алгоритм решения проблем.
КП – конфликтующая парочка.
ИКР1 – идеальное конечное решение
ИКР2 – идеальное конечное решение
ИКР1+ресурсы
ИКР2+ресурсы
Идеи решения