Окружающая среда, в которой мы живем сегодня в большой опасности. Горят леса, высыхают озера, мелеют реки и моря, исчезают редкие виды животных и птиц, загрязняется атмосфера, изменяется микроклимат в природе. А кто виноват? Из-за кого беда? В погоне за наживой и прибылью люди забывают о главном, что, губя природу, разрушают дом, в котором живут, разрушают свое здоровье и здоровье своих детей.
Необходимо формировать экологическое сознание человека, воспитывать в нем экологическую культуру, активное чувство любви к природе. Для решения этих задач благоприятным периодом является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится, ли быть рачительным хозяином понимающим природу, воспринимающим себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от воспитателей и родителей.
Основываясь на многолетний опыт работы с дошкольниками, можно с уверенностью сказать, что дети очень любят слушать рассказы о природе, животном и растительном мире родного края, совершать путешествия по экологическим тропам, творить, созидать, проявлять свою любознательность. И пока это так, необходимо поддерживать интерес, чтобы, став взрослыми, они понимали свою неразрывность с землей, с природой.
Одним из принципов, сохранения и укрепления здоровья является принцип психологического комфорта. Положительное воздействие на здоровье ребенка оказывает цветовой фон, правильно подобранные комнатные растения, освещение.
Наблюдение психологов показывает, что цвета оказывают психофизиологическое и психофизическое воздействие на детей дошкольного возраста. В группе преобладают цвета желтого и зеленого цвета. Желтый цвет – стимулирует, бодрит, веселит, оживляет настроение детей; зеленый – успокаивает, уравновешивает. В нашей группе источником зеленого цвета служат еще разнообразие комнатных растений, в качестве живого фильтра растет – хлорофитум, филодендрон, сансевьера, традесканция. Антимикробной активностью обладает алоэ, каланхоэ, толстянка. Китайская роза, сансевьера, комнатный виноград, за 3 недели способны полностью очистить воздух в помещении. Каланхоэ и алоэ – лекарственные растения, применяемые при лечении заболеваний дыхательных путей. Растения в группе не затеняют помещение, не мешают проникновению света. Любуясь красотой и разнообразием цветущих растений дети приобретают положительные эмоции, психологическое равновесие. Слова Антуана де Сент Экзюпери «Встал по утру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» стали для детей творческим девизом. Поэтому каждое утро для детей начинается с общения с природой. Ребятишки с удовольствием ухаживают за растениями: поливают цветы, протирают листочки, таким образом, приобретают не только трудовые навыки, необходимые знания о растениях, но и получают положительные эмоции.
В зимнее время вместе с детьми создаем мини–огород на окошке, где выращиваем чеснок, лук, салат, овес. Ведение дневника наблюдений за ростом растений помогает схематически изображать этапы их развития, что способствует интеллектуальному развитию дошкольника. Зеленые стрелочки лука и чеснока с удовольствием употребляют дети за обедом. Овес выращивали для обитателей живого уголка. Ухаживая за черепахой и хомячком, наблюдая за питомцами, дети приобретали опыт, получали необходимые знания. В данное время не допускается содержание животных в групповых помещениях. С одной мы ограждаем детей имеющих аллергические заболевания от контакта с животными, а с другой стороны лишаем детей возможности познавать животный мир, воспитывать бережное отношение к нему. Поэтому дети теряют возможность близко общаться с обитателями уголка природы.
Как уже говорилось, что на здоровье детей благотворно действует чистый воздух, хорошая питьевая вода, отдых в лесу, морские купания, экскурсии, двигательная активность детей. Каждое утро, за исключением зимнего времени года, дети выполняют утреннюю гимнастику на свежем воздухе, начиная с приветствия.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы растем в родном краю –
Я вас всех приветствую.
Дети произносят слова и тем самым заряжаются энергией жизни, учатся радоваться окружающему миру.
На здоровье детей влияет не только образ жизни, правильное питание, экологическая деятельность, но и наши мысли и поступки. Наблюдая за жизнью птиц зимой, дети узнали о необходимости оказания помощи птицам в разное время года. Чтобы привлечь детей и родителей к природоохранной деятельности, в группе был проведен конкурс «Лучшая кормушка для птиц». Родители активно включились в деятельность, результат был потрясающим, творчеству и фантазии не было предела. В ход пошли самые разнообразные материалы: пластиковые панели, природный материал, коробки из- под новогодних подарков. Дети ежедневно приносили корм и сыпали его в кормушки, наблюдали, и обсуждали, какие птицы прилетают полакомиться на них. В летнее жаркое время, помощь птицам заключается в установке поилочек. Птицы постоянные гости у нас на участке, дети с упоением слушают их звонкое пение, наблюдают за ними, узнают интересные факты о них.
Ребята радуются появлению первой травы, первоцветов. На клумбе, стараниями детей растут цветы петуния, львиный зев, цинния, а также лекарственные травы: мелисса, ромашка, календула. Все это разнообразие красок благотворно влияет на здоровье детей, любуясь цветами, у детей открывается мир прекрасного сказочного. Цветы, как воплощение прекрасного в сознании детей способствуют развитию доброты, благородства, любви и душевного благополучия.
Природа – великий учитель, источник, из которого мы черпаем знания, впечатления, силы, здоровье, поэтому главная задача педагогов научить детей правильно пользоваться её дарами и никогда не терять связи с ней.
МБДОУ «Городищенский детский сад «Аленький цветочек» Старый Оскол. Воспитатель: Фельд Н.С.