ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ С МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Мелентьева Лариса Ивановна
Полевская Дина Вячеславовна
воспитатели
МБДОУ ДС № 24 «Березка»
Старооскольского городского округа

Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»

 

Каждый педагог в своей работе руководствуется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, принципы которого определяют воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств личности подрастающего поколения посредством познания детьми народной культуры своей страны, родного края.

Маленький ребенок с рождения слышит ласковый голос матери, который напевает ему колыбельные песни, читает потешки, заклички. Он еще не понимает значение этих народных произведений, но чутко улавливает их напевность и музыкальность, ласковость и спокойствие, умиротворение и защищенность. Многократность их повторения способствует легкому запоминанию текста, а затем и воспроизведению его самим ребенком с возрастом. Вот тогда ребенок познает значение содержания накопленного и выверенного веками народного фольклора.

К большому сожалению, современные родители не так часто обращаются к произведениям народного творчества и вспоминают о нем благодаря стараниям педагогов детского сада. Вот поэтому, начиная с первой младшей группы, с момента прихода детей в дошкольное образовательное учреждение, воспитатели совместно с музыкальным руководителем последовательно и целенаправленно погружали малышей в таинство народной культуры. Собрав воедино потешки, заклички, сказки, частушки, прибаутки, песни и хороводы, педагоги не только знакомили детей, но и заучивали их, многократно повторяя и проговаривая.

Яркий иллюстративный образ дополнял и обогащал детское представление о народном произведении. Прежде чем прочитать потешку, дети с воспитателем рассматривали картинку, рассказывая, почему так одет герой. После первого прочтения, воспитатель поясняла значение отдельных выражений или даже самой потешки. В зависимости от текста произведения, педагог применял активное действенное участие детей по тексту. Например, дети показывают, как цыплята ходят и клюют зернышки: («Курочка-пеструшечка», «Вышла курочка гулять…»). Познакомив детей с потешкой или иным фольклорным произведением, необходимо помнить о применении принципа цикличности при знакомстве с чем-то новым детей 2-3 летнего возраста. Многоразовое повторение самого текста с привлечением дополнительных источников информации (иллюстрация, игрушка), с последующим деятельным участием способствует приобретению чувственного опыта и быстрому запоминанию текста.

Рекламное сообщение     

Но прежде чем приобщать детей и их родителей к фольклору, педагоги сами обогатили свою речь пословицами, поговорками, присказками, которые употребляли во время кормления, одевания, укладывания спать, умывания в течение дня. Народное слово превратило разговор воспитателя в струящийся ручей красивой, завораживающей и спокойной речи, наполненной любви и уважения к людям, к детям, к окружающему миру.

С целью систематизации знаний педагогов русского фольклора создана в группе картотека, которая распределяла материал по применению его в режимных моментах, для чтения, заучивания. Подобраны серии картинок, иллюстрирующих каждое произведение. Иногда дети начинали вспоминать потешку только при показе картинки или даже игрушки. Родители помогли пополнить литературный уголок книгами по русскому народному творчеству. Сюда же поместили и игрушки, сшитые умелыми руками мам воспитанников, персонажи которых помогали разыгрывать небольшие представления для детей. Постепенно сами малыши стали принимать на себя отдельные роли, подражая мимикой и голосом выбранному персонажу. Сначала ребенок вступал во взаимодействие с взрослым, но затем рождался диалог со своим сверстником, красочно и достоверно передавая сюжет небольшого произведения.

На прогулке знакомство с народным творчеством продолжалось в подвижных играх «Зайка беленький сидит», «Ходил Ваня», «У медведя во бору» и другие. Совместно с музыкальным руководителем шло разучивание хороводов, русских народных песен «Мы на луг ходили…», «Каравай», «Как на беленький ледок» и т.д.

Малыши отзывчивы на эмоциональную чуткость взрослого, особым образом откликаются на голос, мимику и жесты педагога. Они стараются подражать рассказчику, копируя его поведение, легко запоминая текст. При этом происходит речевое развитие без принуждения. Медленное произнесение всех звуков и слов в произведении взрослым, нацеливает на такое же повторение и ребенком.

Наглядно-действенное мышление малышей обязывает взрослых к созданию развивающей предметно-пространственной среды, расширяющей представление о русском народном фольклоре. Помимо подбора художественных произведений и иллюстративного материала к ним, составлены дидактические игры, подвижные игры, различные виды театров. Театральная деятельность также несет в себе народную направленность, например, оформлением варежкого театра, пальчикового театра. Театральные игры способствуют развитию у детей творческих способностей, обогащению словаря, эмоциональному настрою, на воспитание положительных нравственных качеств личности ребенка.

Многолетний опыт и мнение ученых подтверждает мнение о том, что все, что заложено в ребенке с любовью и терпением в младшем возрасте останется с ним до глубокой старости. Фольклор – это память предков, лицо народа, настоящее богатство, которое мы должны передать своим детям, не расплескав ни капельки.

 

Список литературы:

1.Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. [Текст] Конспекты занятий и сценарии обрядовых праздников. – С.Пб.: Издательство Детство-Пресс, 2015.- 304 с.

2.Ботякова О. Л., Голякова Л. Ф., Зязева Л. К. Российский этнографический музей – детям. [Текст] Методическое пособие – С.Пб.: Издательство Детство-Пресс, 2001.-192 с

3.Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для. Студ. сред. ивысш. пед учеб. Заведений/Г. Н. Волков. — 2-е изд., испр. И доп. — М.: «Академия», 2000. — 176с

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь