Левина Екатерина Александровна
Паненко Надежда Сергеевна
Кузнецова Надежда Дмитриевна
тьюторы
МБДОУ ДС №41 «Семицветик»
г. Старый Оскол
Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»
2 секция – Реализация регионального компонента через образовательную область «Познавательно-речевое развитие»
название – Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края посредством речевого развития в ДОУ
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость, податливость влиянию педагога, сила и глубина впечатлений.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям национальной культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно – природной среде, понимают меру своей ответственности за её сохранение и приумножение.
В каждом регионе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот фактор, который формирует в каждом человеке интерес к родному краю и его патриотические чувства.
Одним из способов познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста является ознакомление с родным краем, в процессе которого наибольшее значение уделяется пополнению словарного запаса. Художественная литература является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несет в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты, черты национальных традиций, а также содержит много информации о родном крае, верованиях, культуре народа. Это в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас и знания ребенка.
При подготовке к восприятию фольклорных произведений дети знакомятся с различными национальными изделиями, иллюстрациями национальных костюмов и орнаментов, деревянными игрушками, и даже проводятся экскурсии в музеи. При ознакомлении с национальными костюмами дети знакомятся с частями национальной одежды. Происходит и познание, и пополнение словарного запаса детей. При ознакомлении с предметами быта дети знакомятся с жизнью и бытом наших предков, какими предметами они пользовались, чем занимались. Знакомятся с названиями предметов бытия, орудий труда. Декоративно – прикладное искусство является одним из важнейших источников формирования духовного развития. Дети знакомятся с уникальными образцами народного искусства, которые имеют большое значение для подрастающего поколения не только как продукт человеческой деятельности отдельной эпохи и народа, но и является показателем мировоззрения и ценностей конкретного эпоса. Данный вид искусства несет в себе типичные черты, присущие и свойственные определенному народу, его культуре.
Еще одной важнейшей деятельностью для дошкольного образования, является, игра, а главнейшая особенность в ней – общение. Народные, подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста. В содержании сюжетных, подвижных игр заключен большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений, развитию воображения. Постоянное словесное общение со сверстниками в игре доставляет детям радость и приносит большую пользу в развитии речи и воображения, обогащает представление о традициях своего края.
Вышеописанные действия выражаются в воспитании у детей любви и гордости за родной край, а самое главное, используются на занятиях, играх и других видах образовательной деятельности, что позволяет расширить и пополнить объем знаний у воспитанников об окружающем мире, воздействует на эмоциональную сферу развития, способствует проявлению воспитанниками накопленных знаний в различных видах образовательной деятельности.