Приобщение детей дошкольного возраста посредством театрализации русских народных сказок

0
536

Нестеренко Александра Викторовна
воспитатель
МБДОУ ДС№64 «Искорка»
Старооскольского городского округа

МАТЕРИАЛ участвует в  Региональной научно-практической конференции «Культура и традиции народов России в образовании детей дошкольного возраста»

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка…» В. А. Сухомлинский.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах. Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре [2 с.45]. Необходимо как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. В решения данной проблемы на помощь педагогам приход русская народная сказка.

В сказках отражены особенные черты русского характера и русского быта. Очень просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости [1 с.56]. Привлекая детей к театрализации русской народной сказки, педагог дает возможность не только услышать сказку, но и почувствовать ее, открыть для себя другой мир. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает способствует доступному познанию народной культуры и быта.

Привлекая детей к театрализации, педагог должен помнить о ряде аспектов, первым из которых является пространственная седа. У нас в группе создан театрализованный уголок, в нём собраны различные виды театра: кукольный, настольный, изготовлены шапочки-маски различных животных, театр на магнитах, различные костюмы. Для развития интереса к русской народной сказки необходимо подготовить подборку красочно иллюстрированных книжек и аудиозаписей. Особое внимание воспитатель должен уделить предварительной работе. Детям дошкольного возраста достаточно сложно говорить о предметах, которые вышли из обихода. Поэтому посещение мини-музея или «Избы русского быта» значительно повысит познавательную активность дошкольников. У детей есть возможность познакомиться с предметами бытовой и кухонной утвари: ухват, рубель, серп, гребень; с технологией изготовления пряжи на пряхе, познакомиться с историей возникновения и технологией изготовления народного костюма.

Огромную помощь, на подготовительном этапе, в знакомстве с предметами народного быта воспитателю может оказать использование информационных технологии: презентации, видео экскурсии, аудиозаписей. Подобная педагогическая практика делает сказочные образы детей еще более яркими и насыщенными. Как подтверждают многочисленные исследования – театр один из самых доступных видов искусства для дошкольников, так как в его основе лежит игра. Считается, что театрализованная деятельность не только обогащает жизненный опыт детей, новыми знаниями, умениями и навыками, а так же яркими художественными впечатлениями.

Дети очень любят инсценировать русские народные сказки. Были поставлены сказки «Теремок», «Репка», «Гуси лебеди». Театр доставляет детям много радости и удовольствия, формирует интерес к малым фольклорным формам. Положительные эмоции стимулируют активное внимание, пробуждают любовь к родному языку.

материалы в печатный сборник 

Дети учатся быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка   помогает   реализовать   свои мечты   и   желания.    Через   оценку взаимоотношений героев сказки можно подводить детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставить перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. [3 с.87].

«Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, а высший этап – инсценирование».

Литература:

1.Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию/Л.П. Бочкарева. – Ульяновск, ИПКПРО, 2017. – 59с.

2.Князева, Л.П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Учебное пособие для спецкурса/Л.П. Князева.-М.: Инфра, 2015.-111с.

3.Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений/М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь