Формирование художественного вкуса дошкольников посредством ознакомления с изобразительными мотивами старинной русской вышивки на рушниках

0
598

Дубенцова Марина Сергеевна
Чеботарёва Олеся Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС № 68 «Ромашка»
Старооскольского городского округа

МАТЕРИАЛ участвует в  Региональной научно-практической конференции «Культура и традиции народов России в образовании детей дошкольного возраста»

Основной целью воспитания во все времена было сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового и духовного опыта, накопленного предками. Во всём мире растёт интерес к этническому наследию каждого народа. Ведь без прошлого, без корней нет будущего ни у одного народа, ни у одной семьи, ни у одного человека.

В МБДОУ ДС №68 «Ромашка» приобщение воспитанников к ценностям русской народной культуры происходит с малых лет. Системное посещение мини-музея детского сада является одним из средств развития интереса к народной культуре и традициям.

Ребята узнают о том, что русские мастера умели трудиться, в свою работу они вкладывали всё своё умение, всю душу, поэтому и изделия у них получались красивые и яркие, а называли таких мастеров «русскими умельцами».

В систему занятий в русском музее входит образовательная деятельность по знакомству старших дошкольников с русской вышивкой. Русская народная вышивка очень разнообразна. Основным элементом всякой вышивки является стежок. Очень важно донести до понимания дошкольников, что вышивка делалась не только для красоты, мысль о том, что наши предки верили, что вышивка – это сильный оберег и защитит от болезней, бед, несчастий и злых духов, принесёт счастье. В рисунке с помощью определённых символов вышивальщицы заключали самые добрые пожелания. Воспитатель должен пояснить ребятам, что рушник – полотенце на протяжении многих столетий остаётся обязательным атрибутом в проведении праздников, обрядов, он сопровождает человека от рождения до смерти, является важным элементом в быту. Рушниками в деревнях по-прежнему украшают дома. Важно познакомить ребят с русскими традициями, связанными с рушником. Красивый русский обряд встречать хлебом и солью и обязательно на рушнике со словами: «Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем. Он на блюде расписном с белоснежным рушником». Ещё есть традиция, когда хозяйки выпекают домашний хлеб, вытаскивая его из печи, кладут на рушник и накрывают рушником, чтобы корочка была душистой, хрустящей. Когда провожали в Армию или в дальнюю дорогу, то мать своему сыну давала на счастье рушник.

Первые рушники вышивали крестиком чёрными и красными нитками, так как цветных ниток не было у простых крестьян. Позже появились рушники, вышитые гладью цветными нитками.

материалы в печатный сборник 

Велико значение элементов вышивки, их символика. Наличие в вышивке прямой горизонтальной линии обозначает поверхность земли – символ плодородия, а волнистая линия – это вода. Вертикальные линии в вышивке обозначали дождь. Если в вышивке были треугольники – горы, они символизировали крепость, устойчивость в жизни. Скрещивающиеся линии – огонь и молния. Круг, квадрат – солнце и луна – символизировали смену времён года. Женская фигура с поднятыми вверх руками обозначала образ матери – земли. Деревья с раскидистыми ветвями – плодородие земли. Птица – посланница солнца, тепла и света, символ счастья и радости. На свадебных рушниках вышивали цветочные орнаменты, как оберег от злых сил, и пожелание молодым “процветания”, здоровья, богатства, рождения детей. Мастерицы изготавливали рушники сами. Украшали рушник кружевами, да вышивкой. Она была одинаковой, какой узор на одной половинке, точно такой на другой. В своей работе рукодельницы использовали нитки разных цветов.

После того, как ребята познакомятся с символикой элементов вышивки, приходит к ним осознание того, что все элементы в вышивке говорящие, педагог предлагает ребятам задание на закрепление. Рассматривая готовые изделия с вышивкой – рушники, дети поясняют, какую информацию хотели донести вышивальщицы своим узором.

Очень благотворно на закрепление понимания воспитанниками значения элементов вышивки влияет практическая работа. Сначала можно поиграть в дидактическую игру «Чудесный мешочек», в которой в мешочек помещаются карточки с изображением простейших символов русской вышивки. В ходе игры по очереди дети достают карточки, называют, что означают данные символы. После игры можно предложить ребятам нарисовать орнамент на рушниках (листах прямоугольной формы) и объяснить, что обозначает нарисованный орнамент. Воспитатель обязательно поясняет, что вы­шивальщицы тоже сначала наносили рисунок на ткань, а потом вышивали. Предлагается сложить рушники пополам, чтобы найти середину. А потом каждую по­ловинку украсить узором, важно не забыть закономерность – какой узор нанесли на одну половинку, точно такой же нужно нанести и на другую половину рушника.

В индивидуальных беседах с родителями педагоги выявляют, в каких семьях воспитанников из поколения в поколение передаются старинные предметы, вещи, рушники с вышивками. Родителям предлагается вместе с ребятами рассмотреть имеющиеся дома рушники, принести их в детский сад, чтобы другие ребята тоже смогли полюбоваться ими, чтобы объяснить символику вышитых элементов на каждом из них.

В современном мире, когда старинные обычаи и традиции уступают место прогрессу, роль рушника остаётся такой же, как и столетия назад. Он не только украшает повседневный быт, но и напоминает нам о наших предках, о корнях наших верований, является предметом гордости и оберегом.

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь