ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ

0
157

 

 

Карасева Тамара Анатольевна

музыкальный руководитель

Детский сад № 36 «Алмазик» –

филиал Автономной Некоммерческой

Рекламное сообщение

Дошкольной Образовательной Организации «Алмазик»

Мирнинский район г.Удачный

Республика Саха Якутия

 

«…В этом тёмном мире считай истинным

только духовное богатство,

ибо оно никогда не обесценится»

Омар Хайям

 

В современном мире острой проблемой остаётся воспитание духовно–нравственного человека, который умеет жить в гармонии с окружающим миром, способного познавать и совершенствовать этот мир на основе принципа «Не навреди!». На наш взгляд первостепенной задачей дошкольных учреждений является посеять и взрастить в нежной душе ребёнка такие качества как отзывчивость, доброжелательность, сочувствие и сострадание к ближнему, заботливое отношение к окружающим.

Высокая духовность, нравственность – это развитие всех составляющих деятельности, а не отдельных личностных качеств, психических процессов. От того, как будет воспитан ребёнок в духовном и нравственном отношении, зависит и становление его жизненной позиции. Осознание себя как индивида приходит к ребенку в возрасте около 3 лет. В это время дети узнают свое лицо в зеркале и на фотографии, называют собственное имя. До 7 лет ребенок характеризует себя в основном с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения.

Весьма заметным в дошкольном возрасте становится процесс развития личности и совершенствования поведения ребенка на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Переходя из одной возрастной группы в другую, ребёнок дошкольного возраста узнаёт элементарные представления об этических нормах поведения, осознаёт понятия «можно – нельзя», «хорошо – плохо». Приобщение к духовно – нравственным ценностям в нашем детском саду происходит посредством художественных произведений, бесед, экскурсий, литературных вечеров, игр – драматизаций, выставки семейных творческих проектов, игрового моделирования.

Таким образом, воспитательные возможности в различных видах деятельности для формирования духовно – нравственных качеств личности ребёнка безграничны: помогают найти общий язык, облегчают сближение друг с другом, формируют навыки этического поведения в обществе, учат проявлять добрые чувства к партнерам по игре, оказать элементарную помощь. На ваш взгляд представляем один из подходов по приобщению детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям. Город наш славится не только добычей алмазов, но и прекрасным храмом во имя Преподобного Серафима Саровского.

При храме имеется звонница, ведь с давних времен звон колоколов считается священным и очень почитается верующими людьми. По церковным канонам колокольный звон считается «голосом Божьим». Звуки звонящих колоколов с давних времен были слышны на всю округу и воспринимались нашими предками как торжество жизни, земной радости. Если при выполнении какого-либо дела слышался звон церковного колокола, оно считалось благословленным высшими силами. Когда был возведён храм Преподобного Серафима Саровского, и впервые зазвонили колокола, для людей нашего города это было нечто неизвестное и необъяснимое чудо. Жители останавливались при каждом звуке колоколов, прислушиваясь, как разливался звон по всему городу. С появлением храма у жителей нашего города появилась возможность посещать Богослужения.

На Руси существует давний обычай – на Светлую Седмицу, в пасхальную неделю всем желающим разрешается подняться к колоколам и попробовать себя в роли звонаря. Для начала мы провели опрос родителей, желающих сходить на экскурсию вместе с детьми на звонницу. И вот получив согласие, мы организовали экскурсию на колокольню.

Знакомство с колоколами на звоннице нашего храма Преподобного Серафима Саровского, мы начали, предложив детям подняться на колокольню по винтовой лестнице. Лестница узкая, то и дело был слышен писк девочек при подъеме. И вот мы на самом верху. Весь город как на ладони! На лицах детей и взрослых непередаваемые эмоции: радость, восторг, трепет до мурашек. Здесь наверху звонарь начинает рассказ о колоколах, которые висят прямо над нашими головами. Колокола развешиваются на особой башне, именуемой звонницею, которая строится над входом в храм. Колокольных дел мастера очень ценились, а отливка нового колокола всегда была большим событием. Мастера хранили секреты колокольного производства, знали, что надо добавить в сплав, чтобы колокол звонил нежнее или звонче.

Самые маленькие колокола – зазвонные, в ансамбле их бывает две-четыре штуки. Крупнее – подзвонные колокола средней величины. Их также может быть до четырех. Самые большие – благовесты или басовые колокола. Колокольный ансамбль – это хор инструментов, которые в умелых руках звонаря способны «петь» самые разные песни. Веселый перезвон маленьких колокольчиков будоражит и радует, низкое звучание больших – умиротворяет. Для воспитанников было очень интересно послушать историю создания звонницы и самим поиграть на колоколах. И теперь в нашем детском саду появилась добрая традиция каждый год в Светлую седмицу подниматься вместе с детьми на звонницу.

По возвращении в детский сад дети отражают свои впечатления об увиденном и услышанном в своих работах. Если бы вы смогли увидеть эти детские рисунки! Практически каждый нарисовал несколько колоколов и в том числе колокол своей души! Это такие разные колокола-колокольчики, такие же разные, как и сами дети. Благодаря нашему храму Преподобного Серафима Саровского наши воспитанники вместе с родителями посещают воскресные Богослужения. Ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания.

Поэтому вместе с семьёй мы должны заложить в неокрепшую душу ребёнка основы духовности и нравственности ещё в дошкольном возрасте, ведь при правильном подходе дети воспроизведут именно ту нравственную систему, которую в них заложили мы взрослые.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь