ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ

0
1050

 

 

Карасева Тамара Анатольевна

музыкальный руководитель

Детский сад № 36 «Алмазик» –

филиал Автономной Некоммерческой

Дошкольной Образовательной Организации «Алмазик»

материалы в печатный сборник 

Мирнинский район г.Удачный

Республика Саха Якутия

 

«…В этом тёмном мире считай истинным

только духовное богатство,

ибо оно никогда не обесценится»

Омар Хайям

 

В современном мире острой проблемой остаётся воспитание духовно–нравственного человека, который умеет жить в гармонии с окружающим миром, способного познавать и совершенствовать этот мир на основе принципа «Не навреди!». На наш взгляд первостепенной задачей дошкольных учреждений является посеять и взрастить в нежной душе ребёнка такие качества как отзывчивость, доброжелательность, сочувствие и сострадание к ближнему, заботливое отношение к окружающим.

Высокая духовность, нравственность – это развитие всех составляющих деятельности, а не отдельных личностных качеств, психических процессов. От того, как будет воспитан ребёнок в духовном и нравственном отношении, зависит и становление его жизненной позиции. Осознание себя как индивида приходит к ребенку в возрасте около 3 лет. В это время дети узнают свое лицо в зеркале и на фотографии, называют собственное имя. До 7 лет ребенок характеризует себя в основном с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения.

Весьма заметным в дошкольном возрасте становится процесс развития личности и совершенствования поведения ребенка на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Переходя из одной возрастной группы в другую, ребёнок дошкольного возраста узнаёт элементарные представления об этических нормах поведения, осознаёт понятия «можно – нельзя», «хорошо – плохо». Приобщение к духовно – нравственным ценностям в нашем детском саду происходит посредством художественных произведений, бесед, экскурсий, литературных вечеров, игр – драматизаций, выставки семейных творческих проектов, игрового моделирования.

Таким образом, воспитательные возможности в различных видах деятельности для формирования духовно – нравственных качеств личности ребёнка безграничны: помогают найти общий язык, облегчают сближение друг с другом, формируют навыки этического поведения в обществе, учат проявлять добрые чувства к партнерам по игре, оказать элементарную помощь. На ваш взгляд представляем один из подходов по приобщению детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям. Город наш славится не только добычей алмазов, но и прекрасным храмом во имя Преподобного Серафима Саровского.

При храме имеется звонница, ведь с давних времен звон колоколов считается священным и очень почитается верующими людьми. По церковным канонам колокольный звон считается «голосом Божьим». Звуки звонящих колоколов с давних времен были слышны на всю округу и воспринимались нашими предками как торжество жизни, земной радости. Если при выполнении какого-либо дела слышался звон церковного колокола, оно считалось благословленным высшими силами. Когда был возведён храм Преподобного Серафима Саровского, и впервые зазвонили колокола, для людей нашего города это было нечто неизвестное и необъяснимое чудо. Жители останавливались при каждом звуке колоколов, прислушиваясь, как разливался звон по всему городу. С появлением храма у жителей нашего города появилась возможность посещать Богослужения.

На Руси существует давний обычай – на Светлую Седмицу, в пасхальную неделю всем желающим разрешается подняться к колоколам и попробовать себя в роли звонаря. Для начала мы провели опрос родителей, желающих сходить на экскурсию вместе с детьми на звонницу. И вот получив согласие, мы организовали экскурсию на колокольню.

Знакомство с колоколами на звоннице нашего храма Преподобного Серафима Саровского, мы начали, предложив детям подняться на колокольню по винтовой лестнице. Лестница узкая, то и дело был слышен писк девочек при подъеме. И вот мы на самом верху. Весь город как на ладони! На лицах детей и взрослых непередаваемые эмоции: радость, восторг, трепет до мурашек. Здесь наверху звонарь начинает рассказ о колоколах, которые висят прямо над нашими головами. Колокола развешиваются на особой башне, именуемой звонницею, которая строится над входом в храм. Колокольных дел мастера очень ценились, а отливка нового колокола всегда была большим событием. Мастера хранили секреты колокольного производства, знали, что надо добавить в сплав, чтобы колокол звонил нежнее или звонче.

Самые маленькие колокола – зазвонные, в ансамбле их бывает две-четыре штуки. Крупнее – подзвонные колокола средней величины. Их также может быть до четырех. Самые большие – благовесты или басовые колокола. Колокольный ансамбль – это хор инструментов, которые в умелых руках звонаря способны «петь» самые разные песни. Веселый перезвон маленьких колокольчиков будоражит и радует, низкое звучание больших – умиротворяет. Для воспитанников было очень интересно послушать историю создания звонницы и самим поиграть на колоколах. И теперь в нашем детском саду появилась добрая традиция каждый год в Светлую седмицу подниматься вместе с детьми на звонницу.

По возвращении в детский сад дети отражают свои впечатления об увиденном и услышанном в своих работах. Если бы вы смогли увидеть эти детские рисунки! Практически каждый нарисовал несколько колоколов и в том числе колокол своей души! Это такие разные колокола-колокольчики, такие же разные, как и сами дети. Благодаря нашему храму Преподобного Серафима Саровского наши воспитанники вместе с родителями посещают воскресные Богослужения. Ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания.

Поэтому вместе с семьёй мы должны заложить в неокрепшую душу ребёнка основы духовности и нравственности ещё в дошкольном возрасте, ведь при правильном подходе дети воспроизведут именно ту нравственную систему, которую в них заложили мы взрослые.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь