Приобщение детей 6-7 лет к пейзажной живописи посредством проектной деятельности

Ковбаса Оксана Юрьевна
Еркина Светлана Викторовна
Акентьева Людмила Юрьевна
воспитатели
АНО ДО «Планета детства «Лада»,
детский сад № 149 «Ёлочка»,
г. Тольятти, Самарская область

 

Приобщение детей 6-7 лет к пейзажной живописи  посредством проектной деятельности

 

Аннотация: Последние несколько лет большое внимания уделяется вопросам эффективного использования изобразительного искусства в работе с детьми. На сегодняшний день в связи с Федеральным Государственным Стандартом дошкольного образования возникла необходимость взглянуть на прежний опыт с современной позиции. А именно: художественно-эстетическое развитие детей, как образовательная область, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Ключевые слова: пейзаж, художественной творчество, проект, изобразительные техники, Самарская Лука, художники-пейзажисты.

Рекламное сообщение

В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное – эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. Одним из наиболее любимых жанров в работе с дошкольниками является пейзаж.

Являясь участником творческой педагогической Лаборатории развития творческих способностей дошкольника, научное руководство исследовательской деятельностью которой осуществляется к.п.н. Т.А. Котляковой, детский сад № 149 «Ёлочка» г.о. Тольятти, работал над содержанием вариативной части общеобразовательной программы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников на основе ознакомления с жанром живописи «Пейзаж» для детских садов г.о. Тольятти.

Научным руководителем детского сада № 149 разработана система проектов с учетом возрастных особенностей дошкольников, в которой реализуются задачи О.о. «Художественно-эстетическое развитие» на региональном уровне.

Рассмотрим подробно реализацию содержания проекта «Сказки Самарской Луки» в подготовительной группе.

Деятельность педагога в рамках проекта направлена на решение трёх групп задач:

  • приобщение к жанру «Пейзаж» через ознакомление с произведениями художников родного края;
  • развитие навыков изобразительной деятельности дошкольников в процессе приобщения детей к пейзажной живописи;
  • развитие детского художественного творчества.

Длительность проведения проекта – 1 месяц.

Цель проекта: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в творческом самовыражении.

Задачи:

  • приобщать воспитанников к изобразительному искусству родного края через знакомство с произведениями художников-пейзажистов г. Тольятти;
  • формировать у детей потребность в ознакомлении с различными стилями изображения Самарской Луки, г. Тольятти;
  • формировать умение создавать работы (пейзаж) по собственному замыслу, выбирать соответствующие образу изобразительные техники и материалы и сочетать их;
  • планировать деятельность, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета и достигать качественного результата.

Конечным результатом проекта является создание книги с иллюстрациями и представление для родителей по одной из сказок Самарской Луки.

1 этап проекта – мотивация.

Чтобы заинтересовать детей данной темой, в детском саду была организована выездная выставка картин с изображением природы родного края художника В. Петрова. Также мы посетили Краеведческий музей, где проходила выставка картин художников-пейзажистов г. Тольятти.

В детском саду была организована встреча с художником-пейзажистом Е. Уткиным, который является членом Союза художников России.

2 этап – познавательный.

Реализуя данный этап, мы использовали следующие формы работы:

  • чтение и обсуждение сказок Самарской Луки: «Хозяин Волги», «История про клады» и др.;
  • рассматривание репродукций картин с изображением природы родного края с последующей беседой: Д. Елисеенко «Утреннее чудо», В. Петров «Жигулёвский пень», Н. Зубков «Васильевские озёра» и др.;
  • просмотр видео о Самарской Луке.

3 этап – исследовательский.

На данном этапе мы предложили детям дидактические игры:

  • художественно-отобразительная игра «Волшебное превращение».

Цель: закреплять умение подбирать наиболее соответствующие образу изобразительные материалы, сочетать их по собственной инициативе.

  • художественно-отобразительная игра «Что лучше?». Цель: активизировать освоение детьми новых изобразительных техник и самостоятельное применение освоенных способов работы.
  • итоговое упражнение «Книгоиздательство».

Цель: закрепление понятия «пейзаж», упражнения в рисовании в смешанной технике.

4 этап – практико-ориентированный.

На этом этапе применялись следующие формы работы:

  • игра-моделирование с использованием метода «оживление картины».

Цель: развитие умения детей анализировать содержание пейзажной картины и соответствующие ему изобразительные средства; содействие к развитию основ логических умений воспитанников в процессе закрепления и обобщения их экологических знаний; развивать умение детей составлять описательные рассказы по пейзажным картинам на основе эмпатии (принятия на себя образа природного объекта).

  • игра-моделирование «Создай пейзаж» (создание вариантов пейзажа из нескольких силуэтов: дом, дерево. Мысленно обойти дом и посмотреть на него с разных сторон).

Цель: уточнение представления о зависимости композиции от ракурса; формирование представления о пейзаже как о жанре изобразительного искусства.

5 этап – творческий.

Это самый интересный раздел проекта, состоящий из следующих видов деятельности:

  • инсценировка по сказкам Самарской Луки;
  • сочинение собственных сказок;
  • продуктивная деятельность: рисование иллюстраций к сказкам Самарской Луки;
  • викторина «Что? Где? Когда?».

По итогам проекта был проведён мониторинг уровня сформированности знаний и представлений по региональному компоненту. В результате проведённого мониторинга можно сделать выводы: дошкольники видят особенности цветовой гаммы, создающие настроение картины; проявляют самостоятельность в выборе техник и способов создания изображения, экспериментируют в процессе изображения природы родного края, проявляют инициативу, самостоятельность, продумывают художественный образ.

Таким образом, стоит отметить, что высокие творческие результаты в изобразительной деятельности можно достичь через использование проектной деятельность в рамках О.о. «Художественно-эстетическое развитие», а также благодаря тесному сотрудничеству воспитателя с узкими специалистами и родителями.

Список литературы:

  1. Детям – об искусстве родного края. Методическое пособие по реализации регионального компонента ОО «Художественное творчество» /под ред. Т.А. Котляковой/Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012.-64 с.
  2. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Р.Г. Казакова – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

© О.Ю. Ковбаса, С.В. Еркина, Л.Ю. Акентьева, 2020

Акции партнеров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь