Ковбаса Оксана Юрьевна
Еркина Светлана Викторовна
Акентьева Людмила Юрьевна
воспитатели
АНО ДО «Планета детства «Лада»,
детский сад № 149 «Ёлочка»,
г. Тольятти, Самарская область
Приобщение детей 6-7 лет к пейзажной живописи посредством проектной деятельности
Аннотация: Последние несколько лет большое внимания уделяется вопросам эффективного использования изобразительного искусства в работе с детьми. На сегодняшний день в связи с Федеральным Государственным Стандартом дошкольного образования возникла необходимость взглянуть на прежний опыт с современной позиции. А именно: художественно-эстетическое развитие детей, как образовательная область, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Ключевые слова: пейзаж, художественной творчество, проект, изобразительные техники, Самарская Лука, художники-пейзажисты.
В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное – эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. Одним из наиболее любимых жанров в работе с дошкольниками является пейзаж.
Являясь участником творческой педагогической Лаборатории развития творческих способностей дошкольника, научное руководство исследовательской деятельностью которой осуществляется к.п.н. Т.А. Котляковой, детский сад № 149 «Ёлочка» г.о. Тольятти, работал над содержанием вариативной части общеобразовательной программы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников на основе ознакомления с жанром живописи «Пейзаж» для детских садов г.о. Тольятти.
Научным руководителем детского сада № 149 разработана система проектов с учетом возрастных особенностей дошкольников, в которой реализуются задачи О.о. «Художественно-эстетическое развитие» на региональном уровне.
Рассмотрим подробно реализацию содержания проекта «Сказки Самарской Луки» в подготовительной группе.
Деятельность педагога в рамках проекта направлена на решение трёх групп задач:
- приобщение к жанру «Пейзаж» через ознакомление с произведениями художников родного края;
- развитие навыков изобразительной деятельности дошкольников в процессе приобщения детей к пейзажной живописи;
- развитие детского художественного творчества.
Длительность проведения проекта – 1 месяц.
Цель проекта: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в творческом самовыражении.
Задачи:
- приобщать воспитанников к изобразительному искусству родного края через знакомство с произведениями художников-пейзажистов г. Тольятти;
- формировать у детей потребность в ознакомлении с различными стилями изображения Самарской Луки, г. Тольятти;
- формировать умение создавать работы (пейзаж) по собственному замыслу, выбирать соответствующие образу изобразительные техники и материалы и сочетать их;
- планировать деятельность, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета и достигать качественного результата.
Конечным результатом проекта является создание книги с иллюстрациями и представление для родителей по одной из сказок Самарской Луки.
1 этап проекта – мотивация.
Чтобы заинтересовать детей данной темой, в детском саду была организована выездная выставка картин с изображением природы родного края художника В. Петрова. Также мы посетили Краеведческий музей, где проходила выставка картин художников-пейзажистов г. Тольятти.
В детском саду была организована встреча с художником-пейзажистом Е. Уткиным, который является членом Союза художников России.
2 этап – познавательный.
Реализуя данный этап, мы использовали следующие формы работы:
- чтение и обсуждение сказок Самарской Луки: «Хозяин Волги», «История про клады» и др.;
- рассматривание репродукций картин с изображением природы родного края с последующей беседой: Д. Елисеенко «Утреннее чудо», В. Петров «Жигулёвский пень», Н. Зубков «Васильевские озёра» и др.;
- просмотр видео о Самарской Луке.
3 этап – исследовательский.
На данном этапе мы предложили детям дидактические игры:
- художественно-отобразительная игра «Волшебное превращение».
Цель: закреплять умение подбирать наиболее соответствующие образу изобразительные материалы, сочетать их по собственной инициативе.
- художественно-отобразительная игра «Что лучше?». Цель: активизировать освоение детьми новых изобразительных техник и самостоятельное применение освоенных способов работы.
- итоговое упражнение «Книгоиздательство».
Цель: закрепление понятия «пейзаж», упражнения в рисовании в смешанной технике.
4 этап – практико-ориентированный.
На этом этапе применялись следующие формы работы:
- игра-моделирование с использованием метода «оживление картины».
Цель: развитие умения детей анализировать содержание пейзажной картины и соответствующие ему изобразительные средства; содействие к развитию основ логических умений воспитанников в процессе закрепления и обобщения их экологических знаний; развивать умение детей составлять описательные рассказы по пейзажным картинам на основе эмпатии (принятия на себя образа природного объекта).
- игра-моделирование «Создай пейзаж» (создание вариантов пейзажа из нескольких силуэтов: дом, дерево. Мысленно обойти дом и посмотреть на него с разных сторон).
Цель: уточнение представления о зависимости композиции от ракурса; формирование представления о пейзаже как о жанре изобразительного искусства.
5 этап – творческий.
Это самый интересный раздел проекта, состоящий из следующих видов деятельности:
- инсценировка по сказкам Самарской Луки;
- сочинение собственных сказок;
- продуктивная деятельность: рисование иллюстраций к сказкам Самарской Луки;
- викторина «Что? Где? Когда?».
По итогам проекта был проведён мониторинг уровня сформированности знаний и представлений по региональному компоненту. В результате проведённого мониторинга можно сделать выводы: дошкольники видят особенности цветовой гаммы, создающие настроение картины; проявляют самостоятельность в выборе техник и способов создания изображения, экспериментируют в процессе изображения природы родного края, проявляют инициативу, самостоятельность, продумывают художественный образ.
Таким образом, стоит отметить, что высокие творческие результаты в изобразительной деятельности можно достичь через использование проектной деятельность в рамках О.о. «Художественно-эстетическое развитие», а также благодаря тесному сотрудничеству воспитателя с узкими специалистами и родителями.
Список литературы:
- Детям – об искусстве родного края. Методическое пособие по реализации регионального компонента ОО «Художественное творчество» /под ред. Т.А. Котляковой/Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012.-64 с.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Р.Г. Казакова – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
© О.Ю. Ковбаса, С.В. Еркина, Л.Ю. Акентьева, 2020