Дом, в котором мы живем

0
1819

Корнилова Наталия Юрьевна
Червякова Надежда Николаевна
воспитатели
МАДОУ Малинский ЦРР – д/с «Ивушка»
городского округа Ступино Московской области

«Дом, в котором мы живем»
Дидактический синквейн. Мастер-класс по развитию речи

Назначение: Синквейн – это творческое и интересное задание, относительно новый прием для всестороннего развития таких как: коммуникационные умения, ассоциативное мышление, мыслительную активность, внимательность, усидчивость и упорство, умение обобщать и делать выводы. С помощью его, лучше всего завершать изучение какой-то темы, предмета или явления.

Цель: Познакомить педагогов с новым методическим приемом синквейн.

Задачи:

  • пробудить интерес к заданной теме;
  • развивать устную речь, креативность, воображение и наблюдательность;
  • расширяет словарный запас, учась строить синонимические ряды;
  • развивать мысленную деятельность, фантазию и память;
  • активизировать и развивать словарный запас.

Прогнозируемый результат: участники мастер-класса (педагоги) получат навык составлять стих с помощью картинки, на которой нарисовано изображение.

Оборудование: ноутбук или интерактивная доска, ручка с листом бумаги, картинки с изображением разнообразных построек домов, музыкальные произведения: А Гомана – «Дом родной» и Людмилы и Сергея Ершовых – «Дом, в котором мы живем».

материалы в печатный сборник 

Организационный момент:

В нынешнее время перед педагогами стоят задачи совершенствования традиционных и нетрадиционных методов дошкольного, да и школьного воспитания. Постоянно необходимо развиваться и искать новые подходы в организации образовательного процесса.

Один из эффективных методов всестороннего развития ребенка, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, который и называется – синквейн.

Ход работы.

– Уважаемые коллеги, мы сейчас настроимся на прослушивание одной мелодии. Сделаем глубокий вдох, а теперь выдох. Прикроем глаза, настроимся на приятные воспоминания, и погрузимся в мир своего детства. (звучит песня А. Гомана).

– Коллеги, что вы видели в своих воспоминаниях, слушая эту песню? (ответы коллег).

– Да, все верно, свой родной дом, свой родной уголок из детства, своих родителей, как вы играли в нем. Это – наш дом, в котором мы живем или жили. Так, как мы со временем покидаем свои «родные гнездышки», предлагаю вам перенестись в другие времена. Опять прикрыли глаза, (включить музыкальное произведение Людмилы и Сергея Ершовых «Дом, в котором мы живем»). В это время педагогам разложить картинки с разными домами).

А теперь открыли глаза, и посмотрите: – Что перед вами, что вы видите, в какую страну или дом попали? Кому-то попались креативные дома, кому-то современные, а кому-то действительно «дом из детства».

Так как, на занятии не все дети активны, предлагаю вам провести разминку. Например, тема – «овощи, фрукты, ягоды, семья, лето, зима» и т.д. А именно, составлением коротких и нерифмованных стихотворений. Напоминаю, что слово «синквейн» – означает пятистрочье. Для сначала, я вам покажу схему в виде «Ёлочки».

  • 1 слово – понятие или тема (существительное
  • 2 слова – описание этого понятия (прилагательные)
  • 3 слова – действия (глаголы)
  • 4 слова – фраза или предложение, показывающее отношение к теме, афоризм
  • 1 слово – синоним, который повторяет суть темы

Предлагаю вам, поближе ознакомится с дидактическим синквейном.

В отличие от других видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а в смысловой и синтаксической для каждой строчки.

Пример синквейна на тему лес:

Лес (существительное, выражающее главную тему)

Хвойный, лиственный, еловый (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Зеленеет, шумит, привлекает (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Отличное место для шашлыка (фраза, несущая определенный смысл)

Отдых (заключение в форме существительного)

После объяснения, педагогам предложить взять себе карточки, и составить свое нерифмованное вольное стихотворение, после чего зачитать.

Прослушаю все ответы, сделать выводы: в чем была или не было трудности в составлении стиха? Какие трудности были у педагогов при составлении стихотворения? Поможет составление стихотворений с помощью методики синквейна, на занятиях с детьми раскрепостить ли их.

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь