Башманова Любовь Петровна
учитель-логопед
Брюханова Ирина Ивановна
воспитатель
Клейменова Вера Владимировна
учитель-дефектолог
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик» Старооскольского городского округа
Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»
Слайд 2
Дети с расстройствами аутистического спектра имеют своё особенное восприятие мира, им сложно понять взаимосвязь некоторых действий и слов нормотипичных людей, они не могут понять наши правила жизни. Поэтому безопасность на улице — самая распространенная причина для беспокойства среди родителей детей с аутизмом. Очень часто ребенок не осознает опасность, связанную с переходом дороги, игры рядом с дорогой и необходимы дополнительные меры, чтобы они понимали и практиковали безопасное поведение пешехода. Правилам безопасного поведения на дороге надо научить.
Слайд 3
С чего следует начинать решать проблему безопасности на дороге?
Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий. Первое: мы учим ребенка переходить улицу вместе со взрослым,правилам перехода дороги (которые включают навык «Спроси у взрослого»). Конечно, мы не ожидаем, что ребенок будет переходить дорогу один, мы надеемся научить его осознанному отношению к этой ситуации. Обучение состоит из формирования навыков последовательности действий: Первоначально ребенок получает инструкцию: «Покажи мне, как перейти дорогу» и карточки с фразами. Задача ребенка разложить карточки с фразами в правильном порядке.
Слайд 4
Вторым пунктом следует проговорить ситуацию с переходом дороги.Ребенок получает инструкцию «Расскажи мне, как перейти дорогу»-Ребенок читает карточки.
Следует заранее подготовить материалы (карточки с фразами)
- Стой.
- Возьми за руку.
- Посмотри в обе стороны.
- Спроси взрослого, можно ли переходить.
Слайд 5
Третьим пунктом обучения будет “Переход улицы понарошку (практикуется в группе детского сада)”. Ребенку дается инструкция: «Переходим дорогу». Инструктор берет ребенка за руку и говорит: «Держи меня за руку, пошли».
Слайд 6
Четвертой задачей будет перенос навыка безопасного поведения в естественную среду, то есть навык практикуется на настоящем переходе (тихой) улицы. Инструктор говорит: «Идем со мной» -Ребенок проходит целевое расстояние рядом с инструктором. Важно научить посмотреть в обе стороны, машин нет, можно переходить дорогу.Если приближается машина, подождать, затем перейти. Такая форма работы поможет обучить ребенка различать некорректное поведение других, а затем определять безопасное альтернативное поведение
Слайд 7
Дополнительный навык по безопасному поведению на дороге ребенка можно сформировать с помощью изображений или подсказок. Следует подготовить изображения людей в опасных ситуациях, а затем в альтернативных, безопасных ситуациях (например, кто-то стоит посреди дороги или тот же человек стоит на асфальте). Научите ребенка сортировать изображения людей по признаку «Безопасно» и «Опасно». Высоко функционально развитых детей с аутизмом можно обучать отвечать на вопросы о том, почему это поведение опасно, и что можно делать вместо этого (используйте «безопасные» изображения как подсказки), выбирать в качестве цели ситуации, с которыми у данного ученика возникают проблемы, а также другие ситуации. После обучения основам проверяете понимание правил учеником, задавая вопросы в естественной ситуации (например, при переходе дороги спросите: «Можно ли выбежать на дорогу?». Ребенок должен ответить: «Нет». Затем спросите: «Почему нет?»). Данный навык, можно обобщить, создавая ситуации, когда другие люди ведут себя небезопасно. Научите ребенка определять неправильное поведение у других, а затем определять безопасное альтернативное поведение.
Слайд 8
Практичным и действенным методом может оказаться видеомоделирование. Следует сделать видеозапись с точки зрения ребенка. Например, камера останавливается у перехода, затем поворачивается налево, затем направо, затем перед камерой на несколько секунд появляется пустой лист бумаги. Повторите так несколько раз. Вы должны записать ситуации, когда безопасно переходить (машин не видно или они действительно очень далеко), а также когда небезопасно переходить (приближаются машины).
Просматривая эту видеозапись с ребенком, мы обучаем его, когда безопасно, а когда опасно переходить. Для обобщения мы можем попросить ребенка встать в другом конце комнаты и переходить воображаемую дорогу, когда на видеозаписи показывается безопасная ситуация. Для обобщения в реальных условиях инструктор может встать с ребенком у того же перехода, где снималось моделирующее видео, после чего ребенок должен посмотреть налево, потом направо и сказать инструктору можно переходить дорогу или нет.Для обобщения этого навыка вам может потребоваться несколько записей на разных переходах, а так же видео безопасного поведения на дорогах с помощью братьев или сестер, других родственников или друзей,реальные улицы, по которым ребенок точно будет ходить.
Слайд 9
С чего же начинается безопасность детей с расстройствами аутистического спектра на дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Важно понять, что личный пример взрослого – это самая доходчивая форма обучения для любого ребенка.
Слайд 10
Самое главное правило – такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто, другой…
Список литературы:
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. –Москва. ―Теревинф. – 2005г.
2.Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3 – 7 лет – М.: МОЗАИКА – СМИНТЕЗ 2014. – 112 с.: цв. вкл.
3.Наглядно дидактическое пособие «Правила дорожного движения», ООО «Форпост», 2014.
4.Белая К.Ю. Основы безопасности. Комплект для оформления родительских уголков в ДОО, средняя группа. Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2015.