Болдырева Татьяна Юрьевна
Буткевич Инга Сергеевна
Колесникова Нина Фёдоровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
Старооскольского городского округа
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
Дошкольный возраст – это важнейший период формирования человеческой личности, это время начальной социализации ребенка, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.
Задача педагога усовершенствовать процесс нравственного воспитания – это важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества, поэтому необходимо с детских лет формировать в детях культуру поведения, учить правилам поведения в обществе, познанию себя, воспитанию гуманных чувств к окружающему миру.
Педагоги группы совместно с родителями выбрали одну из современных форм построения тесного взаимодействия с социумом – «Акция». Возникла идея создания социально-ориентированного проекта «Дорога добра», волонтерское движение, которое предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Для наших волонтёров ценны такие качества как доброжелательность к окружающим, забота и бережное отношение, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого. На языке детей все это означает «делать добрые дела» и «помогать другим».
В рамках проекта «Дорога добра», педагоги, дети и родители нашей группы участвуют в различных акциях, устраивают недели и дни помощи. Так, наши волонтёры, участвовали в Благотворительном марафоне «Добрый город» БРОО «Святое Белогорье против детского рака», совместно с родителями, стали участниками благотворительной акции «Копилка доброты» Фонд «Света» в помощь детям с особенностями развития, детям-инвалидам, оставшимся без попечения родителей.
Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение взрослости, возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Нашими «волонтёрами» в совместной деятельности с младшими детьми, с успехом применяется моделирование игровых ситуаций, основанные на такой форме мотивации как обращение к чувствам и эмоциям детей – «поможем», «позаботимся». Во время игры у ребёнка улучшается эмоциональное состояние, что немало важно в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику, улучшает его физическое здоровье.
Воспитанники старшей группы, в рамках реализации проекта «Дорога добра», проводили тематические недели, такие как «Мойдодыр», «Если хочешь быть здоров» помогали малышам в развитии и становлении культурно-гигиенических навыков.
Тематические недели «В гостях у сказки», «Теремок», запомнились детям разными видами театра: пальчиковый, настольный, магнитный, а так же красочными костюмами и музыкальным сопровождением. Дети с удовольствием инсценировали сказки и отрывки из сказок, играли в театрализованные игры, что способствовало творческому развитию воображения и фантазии как старших, так и младших дошкольников.
В акции «Разноцветная игра» учили малышей играть в различные игры, передавали малышам свой игровой опыт, как в стенах детского сада, так и на прогулке. Дни недели были посвящены разнообразным играм, подвижным, строительно-конструктивным, сюжетно-ролевым. Оказывали помощь в выполнении разнообразных поручений. В результате, дети становились инициативнее и самостоятельнее в выборе способов проявления своих интересов.
В рамках участия в флешмобе «Безопасная горка» и акции «Зима без опасности» позволила ребятам группы напомнить своим сверстникам правила безопасного поведения на улицах и дорогах города в зимний период.
Анализируя работу над данным проектом, мы, педагоги и родители, планируем в дальнейшем продолжить работу над обогащением опыта.
Волонтёрское движение – гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
У детей-волонтёров, формируется активная жизненная позиция, предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности, навыки адекватного поведения, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности им помогать. Помогать всем и во всём!
Список литературы
- Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П. Гришаева. – М.: Вентана – Граф, 2016. – 184 с.
- Козель, В.Н. Событийное волонтерство как технология вовлечения горожан в системную волонтерскую деятельность. – М.: ГБУ г. Москвы 2018. – 98 с. Лихачев, Д. Письма о добром. – СПб.: (дата обращения: 14.03.2020).
- Организация добровольческой деятельности: лучшие проекты и программы по итогам конкурса «Во благо – 2018» / сост. О.Л. Высоцкая; под ред. Л.И. Ачекуловой. – Красноярск, 2018. – 124 с.