«Правильная речь в семье – залог успешного обучения в школе»

«Лучший методический материал педагога ДОУ по ФГОС»

Бушукина Валентина  Алексеевна,

учитель-логопед

МБДОУ ДС №21 «Сказка»

Методические разработки

«Правильная речь в семье – залог успешного обучения в школе»

     Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок рос гармонично развитым, сильным, здоровым, умным, успешным. Правильная речь-важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка и успешного обучения в школе. Чем лучше речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем более осмысленны и полноценны отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие.

Рекламное сообщение

Умение говорить правильно и хорошо:

  • позволит ребенку лучше усваивать школьный материал: ребенок, который сам грамотно выражает свои мысли, понимает объяснения учителя в полном объеме;
  • это значительно облегчит ребенку школьную адаптацию: ему будет легче и свободнее общаться со сверстниками и учителями, чувствовать себя уверенно;
  • человек, способный грамотно выражать свои мысли в любом возрасте, производит впечатление более умного и грамотного.
  • позволит ребенку успевать на “хорошо ” и” отлично ” практически по всем предметам: умение грамотно выражать свои мысли, позволит ребенку правильно пересказывать учебный материал;

Что включает в себя понятие “правильная речь”?:

  • Правильное воспроизведение звука. Ребенок должен произносить все звуки до 6 лет. Если у ребенка нарушение звукопроизношения, не стоит ожидать, что “это пройдет само собой” это не пройдет, необходимо обратиться к логопеду.
  • Сформированное фонематическое восприятие. Ребенок должен уметь различать звуки на слух, уметь определять первый, второй, третий, последний звук в слове, уметь составлять слово из звуков, считать количество звуков, подбирать слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова (лампа, велосипед, пенал), различать и повторять такие сочетания, как: ба-па-ба, ты-ти-фу.
  • Сформирована грамматическая структура языка. Старший дошкольник должен уметь образовывать новые слова (горобец – воробей, таракан – таракан, черничное варенье – черничное варенье), менять слова (стул – стулья, дом – Дома, ухо – уши), согласовывать слова (нет желтого шара, пять лягушек, две лягушки, нет двух лягушек).
  • Способность воспроизводить слова со сложной составляющей структурой. Шестилетний ребенок должен уметь правильно произносить такие слова, как: велосипедист, экскурсовод, полицейский, Электрик, Аквариум.
  • Богатый словарный запас. Будущий первоклассник уже должен быть знаком с временами года, их знаками, знать названия месяцев, дней недели, знать свои семейные связи. Активно используйте антонимы (грустный – веселый, молодой – старый, высокий – низкий, бежать – стоять, говорить – молчать и т.д.), синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – знаки.
  • Развитая связная речь. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь говорить полными предложениями. Умейте четко и последовательно говорить о чем-то, пересказывать то, что вы видели или слышали. Основной акцент следует сделать на умении будущего студента отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы на основе сюжетной картинки, серии картинок.
  • А теперь давайте поговорим о том, как учиться и на что обращать внимание, чтобы ребенок научился хорошо говорить:
  • Играйте в различные игры, которые развивают фонематический слух. Например,” города”, по этому принципу проводятся игры на любую тему:” Еда “(масло – оливки – икра-арбуз),” одежда “и т.д. игровые упражнения на слуховое внимание:” хлопайте, когда слышите мягкий согласный L, топайте, когда слышите твердый согласный L”,”Запомните и повторите 4 слова в том же порядке”. Не путайте звук с буквой. Звук – это то, что мы слышим и произносим, буква – это то, что мы пишем и читаем.
  • Играйте в игры, формируют грамматический строй речи:” зови Ласково, корова – корова, карман – карман)”,” Маленький – огромный (таракан – таракан – таракан, воробей – воробей – воробей)”,”Один – много” (один самолет – много самолетов, один стул – много стульев)”.
  • Чтобы научить вашего ребенка четко произносить сложные слова, чаще разучивайте и произносите разные скороговорки в разном темпе (от медленного до быстрого). От топота копыт по полю летит пыль. Ворон выронил ворона. Мама вымыла Милу с мылом. Во дворе есть трава, дрова на траве дрова на траве, трава во дворе.
  • Увеличьте словарный запас вашего ребенка. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаки, действия с ними. Помните, чем больше словарный запас у ребенка, тем больше у него возможностей использовать язык для наиболее точного выражения своих мыслей и чувств. Научите ребенка сравнивать, находить общее и разное в предметах, рисунках (корова – коза, стул – табурет). Это упражнение развивает как словарный запас, так и связную речь.
  • Поощряйте ребенка задавать вопросы. Составляйте истории на основе картинок вместе со своим ребенком. Вы начинаете первым, затем просите ребенка продолжить рассказ. Обратите внимание на то, передает ли ребенок основную мысль, описал ли он второстепенные детали, или рассказ не получается. Учите стихи наизусть вместе со своим ребенком.
  • На что также следует обратить внимание родителям будущих первоклассников:
  • Развитая мелкая моторика рук. Позвольте вашему ребенку больше рисовать, лепить, работать ножницами, играть в мозаику, шить и вышивать и т. д.
  • Умение четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Научите ребенка определять, где “правая” и “левая” стороны в различных условиях, положениях тела (на своем теле, в отражении зеркала, у человека лицом к нему, спиной), уметь находить верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д. на листе бумаги. Распознавать предметы, буквы в разных положениях.
  • Чувство ритма. Научите ребенка постукивать, шлепать по заданному ритмическому рисунку.
  • Развитый кругозор. Ребенок должен ориентироваться в днях недели, в порах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.).
  • Ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом, обязательно читайте каждый день, но только вслух. Помните, что чтение сейчас – очень трудная задача для ребенка. Необходимо развивать у ребенка умение слушать, понимать смысл прочитанного и уметь пересказывать. Лучше всего научиться пересказывать прочитанное по русским народным сказкам. Почему?
  • Их сюжет состоит из похожих эпизодов.
  • У них много повторяющихся диалогов, что облегчает запоминание и чтение.
  • Ребенок учится внимательному чтению. Хотя каждая часть похожа на предыдущую, она все же имеет свои отличия.
  • Согласно сказке легко составлять вопросы и отвечать на них.
  • Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.

         Для того чтобы ребенок научился внятно читать, он должен читать дома вслух, обращая внимание на знаки препинания. Дети должны читать книги и любить их, и тогда детская речь будет сформирована связно и грамматически правильной.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь