Коротенко Елена Валериевна
воспитатель
Травкина Ирина Николаевна
инструктор по физической культуре
Апатенко Наталья Николаевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 5 «Незабудка»
Старооскольского городского округа
Адвент – календарь (или календарь ожидания праздника) для детей –это увлекательная игра, которая направлена на развитие познавательного интереса ребенка и его самостоятельности. Дети сами решают, какой сектор календаря они сегодня откроют и с нетерпением ждут, что же сегодня выпадет им. В момент принятия решения дети активно совершенствуют свои коммуникативные навыки. Они активно общаются друг с другом, приводят свои аргументы, высказывают свою точку зрения, учатся принимать совместные решения.
«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»
В своей педагогической практике мы с коллегами активно используем календарь ожидания праздника, как эффективный метод гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Посредствам календаря мы знакомим детей с их гендерным различием друг от друга. Например, в одном из секторов календаря находится записка с заданиями, которые девочки и мальчики должны разделить между собой по принципу гендерного различия.
Педагог заранее планирует все составляющие календаря в соответствии с педагогическими задачами. В своей практике мы применяем календари на 12 дней. За это время дети могут максимально погрузиться в увлекательный образовательный процесс, но не потерять интерес к заданной теме. Но календарь возможно составлять и на более больший срок. От одной недели до месяца.
Календарь можно выполнить в любом стиле с применение различных форм. Желательно, чтобы календарь полностью отображал предстоящее событие и содержал тематическое наполнение. Мы планируем подобные календари регулярно (Новый год, 8 марта, 23 февраля. День матери, День знаний и другие). Все происходящее полностью контролирует и комментирует воспитатель, чтобы сформировать правильные гендерные представления.
Совсем недавно мы снова запустили работу очередного календаря ожидания. Он выполнен в виде ёлки, в которой находится много секторов. Данный календарь является итогом нашей работы за определенный период по гендерному воспитанию детей. В секторах собраны задания, как для мальчиков, так и для девочек.
«За что нам нравятся мальчики (девочки?)»
Цели: воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками, формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
«Как я дома помогаю?»
Цели: формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков, воспитывать желание оказывать помощь людям.
«Кто я в семье?»
Цели: формировать представления о родственных связях, учить детей правильно употреблять такие слова, как: сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра.
«Пожелания»
Цели: научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола, закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
«Вежливые слова»
Цель: воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
«Ушки на макушке».
Цели: развивать слуховое внимание, учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.
«Кто что носит?»
Цель: развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки.
«Чемодан»
Цель: формировать представление детей о мужской и женской одежде.
«Подарки для Саши и Маши»
Цель: формировать гендерные представления у детей.
«Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?»
Цели: формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола, воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду, помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.
«Давайте говорить друг другу комплименты»
Цели: научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола, закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
«Благородные поступки»
Цель: воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей, формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
«Исправь ошибку»
Цель: формировать знания о правилах этикетного поведения мальчиков и девочек.
«Дом добрых дел»
Цели: формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков, воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.
«Собери цепочку»
Цель: формировать представления детей о половозрастном развитии человека.
«Найди правильно»
Цель: формировать представления детей о полоролевых стереотипных видах деятельности человека.
«Кто что носит?»
Цель: развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки.
«Имена»
Цель: формировать у детей представление о мужских и женских именах.
«Отгадай профессию»
Цель: закреплять знания детей о профессиях, учить умению разделять профессии на мужские и женские.
«Смайлик»
Цели: развивать смекалку, положительные эмоции, учить называть, понимать и показывать эмоциональное настроение человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др.).
«Собираемся в гости»
Цели: учить детей находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки), учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид, развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными.
«Друг»
Цели: учить детей сопереживать близким людям, понимать боль других людей, радоваться успехам своих друзей, проявлять заботу, предлагать свою помощь.
«Девочки – мальчики»
Цели: установить дружеские отношения в группе, учить рассказывать о себе.