Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАРТ-2021»
Рыжко Наталья Александровна
воспитатель
Структурное подразделение «Детский сад»
МБОУ «Шараповская СОШ
Новооскольского района Белгородской области»
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ
конспект НОД для детей старшей группы
Цель: продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы.
Задачи: формировать представления детей об опасных ситуациях на дороге; повторить правила поведения на дороге; актуализировать и дополнить знания детей о дорожных знаках и их назначении; развивать связную речь, учить отвечать на вопросы воспитателя; развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД.
Материал к занятию: карточки «Дорожные знаки», картинки с правилами ПДД, кукла Маша (из мультфильма «Маша и Медведь»), перфокарты «Где и как переходить улицу?»
Интеграция образовательных областей: «Познавательная деятельность», «Коммуникативная деятельность», «Двигательная деятельность».
Ход НОД:
Введение в игровую ситуацию:
Собрались все дети в круг. (встают в круг)
Я – твой друг (руки к груди)
И ты – мой друг! (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся. (улыбаются)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, какой сказочный герой пришел к нам сегодня в гости.
На одной лесной опушке
Мишка спит зимой в избушке,
Летом в шахматы играет,
Рыбу ловит, не скучает.
Но его привычный быт,
Нарушает смех и визг,
Мяч в окне, компот разлит…
Кто, скажите, так шалит?
(Вносится кукла Маша, из мультфильма «Маша и Медведь», с перевязанной головой)
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это.
Дети: Да, это Маша из мультфильма «Маша и Медведь».
Воспитатель: Ребята, с Машей случилась беда, она очень торопилась к Мишке на день рождения, и чуть не попала под колёса автомобиля, когда перебегала дорогу! Как вы думаете, почему это с ней случилось?
(ответы детей)
Воспитатель: Да дети, правильно. Она не соблюдала правила дорожного движения, переходила дорогу в неположенном месте, была не внимательна.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли где попало переходить улицу?
Дети. Нет.
Воспитатель: Переходить можно только там, где это разрешено.
Скажите, а вы выполняете правила дорожного движения? Давайте мы с вами сейчас поиграем в игру и посмотрим, соблюдаете вы правила или нет. А Маша нас очень внимательно послушает.
Проводится игра «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто из вас идет вперед, только там, где переход?
Это я, это я, это все мои друзья
- Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
Это я, это я, это все мои друзья
- Чтоб проветриться в машине хоть немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко?
Ребята молчат
- Знает кто, что красный свет — это значит: хода нет?
Это я, это я, это все мои друзья
- Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
Ребята молчат
- Кто из вас готов идти, как зелёный свет зажгли?
Это я, это я, это все мои друзья
- Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
Ребята молчат
- Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?
Это я, это я, это все мои друзья
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правила вы знаете.
Постановка проблемы:
Воспитатель: Ребята, поможем Маше выучить правила дорожного движения, чтобы она больше никогда не попадала в неприятности на дороге?
Дети: Да.
Воспитатель: А как мы сможем ей помочь, не выходя на улицу? Как вы знакомитесь с ПДД в детском саду?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, и мы с вами знаем, что улица – это место, где надо быть очень внимательными и осторожными, чтобы не попасть в беду, как это случилось с Машей.
Работа с перфокартами.
«Где и как переходить улицу?»
(Задание: Закрасить кружки напротив картинки. Красным цветом карандаша, если действия детей на картинке не правильные, зеленым – если действия детей на картинке правильные. Объяснить, почему в одних ситуациях действия детей правильные, а в других – неправильные).
(ответы детей)
Воспитатель: Все люди, которые идут по улице, являются пешеходами. Какое мы знаем правило?
Дети: «Проезжая часть для машин, тротуар — для пешеходов!»
Воспитатель:
Давайте вспомним и расскажем Маше правила поведения пешеходов и водителей на дороге. А поможет нам в этом игра «Подумай – отгадай!»
Проводится игра «Подумай – отгадай!».
– Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
– Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
– Кто ходит по тротуару? (пешеход)
– Кто управляет автомобилем? (Водитель)
– Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта)
– Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
– Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
– Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
– Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Три)
– На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
– Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
– Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке)
Воспитатель: Молодцы! Думаю, Маша запомнит эти правила.
Физкультминутка: «Дорога не тропинка».
Дорога не тропинка,
Дорога не канава…
Сперва смотри налево.
Потом смотри направо.
Ты налево повернись,
Другу рядом улыбнись,
Топни правою ногой:
Раз- два- три,
Покачай головой.
Раз- два- три,
Руки вверх ты подними
И похлопай: раз- два- три.
Воспитатель: Ребята, скажите, какой наш самый главный помощник на улице?
Дети: Светофор.
Воспитатель: Правильно, знать и понимать его сигналы очень важно. Все водители и пешеходы должны строго подчиняться их сигналам. При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
Дети. При зеленом сигнале светофора.
Воспитатель: Ребята, но у нас, кроме светофора, есть и другие помощники.
Как вы думаете какие?
Дети: Дорожные знаки.
Воспитатель: Правильно! А для чего нам нужны дорожные знаки?
(ответы детей)
Воспитатель: Дорожные знаки – лучшие помощники водителей и пешеходов. Они помогают ориентироваться на дороге. Каждый знак имеет свое название и назначение.
Воспитатель: А какие бывают дорожные знаки?
Дети: Разрешающие, запрещающие, предупреждающие.
Воспитатель: Ребята, я буду вам показывать карточку с изображением дорожных знаков, а вы должны сказать, что они обозначают.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете знаки, правила дорожного движения! Я знаю точно, что с вами на улице ничего не случится.
Воспитатель: И ты Маша помни, что без дорожных знаков, светофора и четких строгих правил дорожного движения будет очень трудно и машинам, и пешеходам.
Рефлексия.
Ребята, вам понравилось занятие? Что вам запомнилось больше всего?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я думаю, что Маша тоже запомнила правила дорожного движения, и теперь легко будет ориентироваться на дороге!