ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Каплюченко Любовь Викторовна
Илюшина Екатерина Васильевна
Ченских Марина Ивановна
воспитатели
МБДОУ «Федосеевский ДС «Яблочко»
Старооскольского городского округа

Материал – УЧАСТНИК Межрегионального семинара «Формирование опыта в двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Двигательная активность детей является одним из наиболее важных направлений в воспитании дошкольников. В движении ребёнок познаёт окружающий мир, учится быть смелым и решительным. Уже доказано, что чем разнообразнее и движения, тем активнее мыслительные процессы и, соответственно, интенсивнее развитие интеллекта у детей. Движение выступает таким же значимым средством воспитания, как и другие виды воспитания детей дошкольного возраста.

Игра занимает огромное место в жизни дошкольника, так как это такая форма деятельности, в которой ребёнок усваивает те нормы отношений, которые будут реализованы впоследствии. Поэтому, бесспорно, для всестороннего развития детей, на практике применяются подвижные игры.

В подвижной игре заложены уникальные воспитательные и образовательные возможности. Подвижная игра даёт ребёнку развитие и совершенство движений в беге, прыжках, бросании, ловле и т.д. Ещё подвижные игры оказывают влияние на нервно-психическое развитие ребёнка. Они способствуют появлению положительных эмоций и сближению детей в процессе совместных действий.

Подвижные игры классифицируют по таким параметрам как: возраст детей, динамическая характеристика, физическая нагрузка, сложность игры, двигательное содержание, использование пособий и снарядов.

По использованию образного содержания выделяют подвижные игры на основе сюжетов и несюжетные.

Рекламное сообщение 

Подвижная игра на основе сюжета может рассматриваться как деятельность, способствующая развитию творческой индивидуальности дошкольника. Она представляет собой ролевой тренинг, в процессе которого дети могут действовать по предлагаемым правилам, а разных образах и исполняя разные роли.

Подвижные игры на основе сюжета расширяют общий кругозор детей, пополняют словарный запас, развивают мышление, морально-волевые качества и способствуют постепенному вырабатыванию трудовых навыков и творческой инициативе. Дошкольники приобретают опыт взаимодействия с другими людьми, усваивают модели социального поведения, проявляют самостоятельность и самоорганизацию. К подвижным играм с сюжетом относятся такие игры как: «Мыши водят хоровод», «У медведя во бору», «Солнышко», «Волк и поросята» и др.

В несюжетных играх дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, увёртывании, бросании, перелезании и т.д. К таким играм относятся следующие игры: «Кто быстрее сложит игрушки?», «Чья команда быстрее соберётся?», «Пятнашки» и т.д.

Двигательная активность детей в подвижных играх способствует активизации дыхания, кровообращения и обменных процессов. Наибольший оздоровительный эффект подвижных игр возможен при проведении их на свежем воздухе. Радость, которую испытывают дети во время подвижной игры имеют исключительное значение для полноценного развития ребёнка. Увлечённость ребёнка игрой на свежем воздухе улучшает не только физиологической состояние, но и способствует продуктивности движений и повышению их результативности.

При организации и проведении подвижных игр в группе или на свежем воздухе нужно правильно выбрать игру с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Также большое значение имеет создание и поддержание интереса к игре у детей. Очень важно суметь создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям и стимулировать творческую активность. Для создания интереса к игре можно прочесть стихи, показать детям предметы, игрушки, которые используются в игре. Успех в проведении подвижной игры во многом зависит от того, насколько правильно осуществляется взрослым объяснение правил игры и от безошибочного распределения ролей между детьми.

Повторение и продолжительность игр могут определяться по фактическому положению – психоэмоциональному состоянию детей, внешним признакам утомления. Игры большой подвижности повторяются три-четыре раза, более спокойные – четыре-шесть раз. Логическим завершением игры должно быть продуманное и грамотно организованное её окончание с обязательным подведением итогов.

Необходимо включать подвижные игры в самостоятельную деятельность детей. Для этого в группах детского сада должно располагаться всё необходимое оборудование (кегли, мячи, скакалки и др.)

В течении года подвижные игры нужно подбирать по календарно тематическому принципу («Пограничники» – День защитника Отечества, «Подготовка в космонавты» – День космонавтики, «Два мороза» – Новый год и т.д.) Важную роль в этой работе может сыграть семья. Совместное приготовление к традиционным праздникам объединяет и укрепляет семьи.

В заключение можно сказать, что целенаправленная работа по развитию двигательной активности у дошкольников формирует двигательные навыки и устойчивое эмоциональное состояние ребёнка. Подвижная игра всегда найдёт отклик у детей, так как дети в процессе игры учатся дружить, сопереживать и помогать друг-другу.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь