Подгрупповая психологическая диагностика детей дошкольного возраста в игровой форме

Швачко Елизавета Дмитриевна
педагог-психолог
МБДОУ д/с № 33 г. Белгород

Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания
ИЮЛЬ – 2023

Одним из основных моментов в организации психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста является активизация активности и самостоятельности детей дошкольного возраста. Это тесно связанно с развитием потребностей и мотивов выполнения диагностических заданий.

При проведении психолого-педагогического исследовании целесообразно в ряде случаев создавать условия для выполнения диагностического задания с «открытым» концом, чтобы дети при желании продолжить его, пока не исчерпают свой интерес. Таким образом, мотивация во многом определяет активность детей и результативность выполняемого диагностического задания.

Большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны детям своей новизной, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Оборудование должно быть разнообразным, предусматривающим свободу выбора и в соответствии с интересами ребёнка.

Предлагаемое диагностическое задание педагог-психолог может выполнить с небольшими подгруппами детей дошкольного возраста от 5- 7 лет. Но в этом случае педагогу-психологу необходимо держать в поле зрения всех детей. Иногда можно наблюдать, как при проведении диагностического задания в подгруппе детей дошкольного возраста активность одного ребёнка может подавлять другого ребёнка. Ребёнку «не позволяют» включиться в процесс диагностического задания, и он сам признает, что у него получается хуже. Педагога – психолог должен помочь детям договориться. На данном этапе ребёнку следует помочь, подсказать. Необходимо активизировать пассивного или неумелого ребёнка.

Диагностическая игра «Улицы Изумрудного города».

Рекламное сообщение     

Цель. Выявить умения детей использовать способы преобразований (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.); доводить начатое дело до конца и добиваться результатов, исследование развития произвольности.

Материал. Картон, коробки разных размеров, цветная бумага, ножницы, клей, самоклеящаяся лента, изображение вариантов построек; детали для украшения зданий, улиц (природный и бросовый материал, проволока, поролон и пр.).

Предварительная работа. Педагог читает детям сказку «Волшебник Изумрудного города», показывает иллюстрации к сказке.

Содержание. После знакомства с произведением «Волшебник Изумрудного города» взрослый предлагает игровую ситуацию: «Нам пришло письмо от волшебного Гудвина с просьбой построить в Изумрудном городе улицу, на которой будут жить герои сказки». Педагог и дети находят в конверте картинки с разными постройками, выбирают объекты, которые они будут строить, обозначают, для кого из героев сказки будет предназначена постройка, и выясняют, как постройку можно красиво оформить. Готовую поделку ребёнок сравнивает с образцом, рассказывает, что он переделал или дополнил и почему. Работа завершается коллективной деятельностью по созданию улицы Изумрудного города.

Оценка результатов

По результатам наблюдения за деятельностью детей выставляются следующие баллы.

Умение использовать способы преобразований (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.):

  • 3 балла – ребёнок использует различные способы преобразования, проявляет творчество;
  • 2 балла – ребёнок при создании нового объекта применяет способы преобразования, предложенные взрослым;
  • 1 балл – ребёнок не вносит в постройку ничего нового, не реагирует на помощь взрослого.

Известно – что «дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, а игра является той формой детской активности, которая обладает особым ресурсом формирования произвольности. В первую очередь произвольность связанна с процессами внимания. При проведении данного диагностического задания у детей также диагностировались следующие умения: в ходе работы в подгруппе детей, умение планировать этапы своей деятельности; умение понимать и принимать задание взрослого, выполнять алгоритм действий; умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Список литературы:

  1. Комарова О. А. Модель взаимодействия педагога и детей дошкольного возраста в предметно-игровой среде ДОУ как условие реализации личностно-ориентированного подхода // Мир науки, культуры, образования. 2011. No 6 (2). С.173–176.
  2. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. Для работы с детьми 5–7 лет. Под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь