Васильева Наталья Васильевна
Воспитатель
МАДОУ ЦРР Детский сад «Рябинка»
ЯНАО г. Салехард
Материал размещен в журнале “Мир дошколят”, № 4(15) апрель, 2023 г.
Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет, и очень важно научиться с ней грамотно работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя. Предлагаемая методика позволяет формировать, развивать, корректировать эти навыки у ребенка, а также позволяет так легко и радостно включить дошкольника в процесс обучения.
“Ментальная арифметика” — это система развития мозга, основанная на использовании Абакуса, который позволяет решать арифметические задачи любой сложности. Программа основана на применении уникальной методики гармоничного развития умственных и творческих способностей детей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным. Навыки, приобретенные в дошкольном возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка.
Дополнительное образование в современных условиях является одной из наиболее востребованных отраслей в сфере воспитания и обучения детей. Развитие высокообразованного человека, имеющего навыки и умения в различных сферах жизнедеятельности, постоянно мотивированного на самообразование начинается ещё с дошкольного возраста. Дополнительное образование предлагает широкий диапазон различных методик, ориентированных и на физическое развитие, и на музыкальное развитие, и на развитие творческих способностей, и на развитие умственных способностей. В настоящее время, дополнительное образование используется в системе современного образования достаточно широко и является привлекательным для всех участников процесса – как для детей, так и для родителей, и педагогов.
Ментальная арифметика, как одно из направлений дополнительного образования, безусловно, является привлекательным дополнением к основному образованию. Занятия по ментальной арифметике проводятся с дошкольного возраста – как дополнение к основной образовательной программе в детских образовательных учреждения, где вопрос о развитии и подготовке ребёнка к обучению является наиболее актуальным. Главными целями обучения детей ментальной арифметики являются концентрация внимания, развитие фотографической памяти, развитие творческого мышления, развитие логики и воображения, развитие слуха и наблюдательности.
Таким образом, дополнительное образование, является фундаментом для старта широких возможностей ребёнка. Той самой площадкой, на которой ребёнок может в полной мере раскрыть свои способности, не бояться сделать что-то неправильно и действовать только по стандартизированным правилам, а развиваться как личность и самосовершенствоваться, развивать своё творческое мышление, инициативность и активность, а значит достигать всё больших успехов и ощутимых результатов. Этот момент, является ключевым в дополнении к общему образованию, которое является базой и основой для формирования и развития ребёнка, как индивида и члена социума. А дополнительное образование, оказывает существенное влияние на то, чем будет наполнена подрастающая личность внутри, какие способности будут развиты и откроют для ребёнка перспективы дальнейшего развития.
Инновационный характер практики.
Новизна данной программы определяется инновационным подходом к изучению современных направлений в познавательном развитии детей, и использованием в процессе обучения игровых, сюжетных и интегрированных методов. В отличие от обычной арифметики упражнения на счетах задействуют оба полушария головного мозга. Причем, их развитие происходит согласованно и гармонично. Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Этому способствует работа с помощью специальных счет – Абакус. В рамках программы возможна разработка индивидуальной образовательной траектории для одарённых и высокомотивированных учащихся, что позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.
Нестандартность практики заключается в том, что ее основная идея в гармоничном развитии детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. На занятиях не все время отводится только ментальному счету. Детей учат общаться друг с другом, договариваться, рисовать, лепить, считать, писать, играть, логически рассуждать. Одним словом, на основе методики идет постоянное развитие обоих полушарий головного мозга. Счет происходит с помощью Абакуса демонстрационного (большого) и ученического (маленького), на них имеются косточки, при работе с которыми развивается мелкая моторика рук, способствующая интеллектуальному развитию ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений, позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у обучающихся эти навыки, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Оригинальность данной методики заключается, прежде всего, в его междисциплинарном подходе. Оно включает в себя методы психологии, нейролингвистики, сенсомоторики и нейрофизиологии. Благодаря такому сочетанию становится возможным всестороннее развитие когнитивных способностей ребенка. Уникальность методики в развитии умственных способностей детей, основанная на системе устного счета, с использования Абакуса.
Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики.
Цель программы: максимальное развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей, вычислительных навыков, а также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики устного счета. Тренировка мозга для максимальной скорости восприятия и обработки любой информации.
Задачи программы:
- Дать представление о ментальной арифметике;
- Обучение умению выстраивать мысленную картину чисел на Абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти;
- Формирование навыков устного счета с использованием Абакуса;
- Развитие концентрации внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации;
- Развитие мелкой моторики для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
- Развитие лидерских качеств.
Содержание практики. Ментальная арифметика – это способ развития детского интеллекта с помощью быстрого счета в уме. Методика под интересным названием «Ментальная Арифметика» была разработана турецким исследователем Халитом Шеном. Ее основой послужил древний Абакус – созданные еще 5 тыс. лет назад в Китае счеты, позже модифицированные японцами и ныне известные, как обычный калькулятор. Но, не смотря на востребованность последнего в наши дни, ученые сочли, что устройство Абакуса гораздо полезнее для развития детей. Так счеты стали применяться в процессе обучения и послужили причиной появления особой методики, которая сейчас известна, как Ментальная Арифметика. Обучение Ментальной Арифметике – это очень увлекательный и интересный процесс.
Вся программа по освоению Ментальной арифметики построена на двух этапах.
Первый этап включает в себя овладение техникой на косточках с одновременным применением обеих рук, благодаря чему в процесс включается правое и левое полушария. Так достигается максимально быстрое выполнение и усвоение действий. Используя в работе Абакус, ребенок учится свободно выполнять арифметические операции (сложение, вычитание, деление и умножение).
Второй этап предполагает переход дошкольников к счету в уме, т.е к ментальному счету. Постепенно проходя занятия, ребенок отходит от привязки к Абакусу, тем самым стимулируя свое воображение. Левым полушарие воспринимаются цифры, а правым – образ косточек Абакуса. На этом и построено обучение проведению умственных расчетов – в воображении ребенка появляются счеты, на которых он мысленно проделывает требуемые вычисления. В процессе работы с воображаемым Абакусом мозг воспринимает числа в виде картинок, а выполнение математических операций ассоциируются с тем, как на счетах двигаются косточки.
Основными целями этой уникальной методики можно назвать концентрацию внимания, развития воображения и логического мышления, наблюдательности, слуха, творческого мышления и фотографической памяти. Если поставленные задачи были достигнуты, дошкольник учится выполнять простые и более сложные математические задачи в уме. А благодаря тому, что образовательная программа «Ментальная Арифметика» касается не только области математики, но и других сфер, ребенок становится умнее и увереннее в себе, а также учится эффективно без ущерба для результата заниматься разными делами в одно и то же время.
Средства и способы реализации практики.
Реализация программы проходит в совместной деятельности педагога и детей, а также самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит не навязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов поддержки детской инициативы.
В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогом, самостоятельная деятельность, разминка, логоритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, беседы, работа в тетрадях, квест технологии, работа на демонстрационном и ученических Абакусах, математические игры, развитие мелкой моторики.
Занятия Ментальной Арифметикой положительно влияют на активность головного мозга, улучшают память, внимание, мышление и воображение, увеличивают скорость обработки информации. Улучшение познавательных процессов помогает в подготовке к обучению к школе, повышает уверенность в себе, конкурентоспособность и увеличивает шансы на успешное будущее, в первую очередь, занятия Ментальной Арифметикой развивают навыки счета. На занятиях в детском саду дети осваивают арифметические действия: сложение и вычитание.
Материалы для занятий. Все материалы делятся на три больших категорий.
1.Оснащение кабинета. Это материалы, которые остаются и нужны в классе при групповой или индивидуальной работе
2.Кейс ученика. Это материалы, которые ребенок с собой приносит на занятия, а также работает по ним дома.
3.Материалы для учителей. Это различные методические пособия, позволяющие адаптировать урок в соответствии с интересами и уровнем знаний детей. Это материалы, которые позволяют отступить от основной программы, но остаться в рамках курса.
Абакус состоит из рамки, спиц, на каждой из которой по пять косточек. Косточки разделены перекладиной, которая делит их на верхние и нижние: небесные и земные.
Абакусы бывают разной разрядности: 5, 13, 17 разрядов. Бывают и другие, но для работы с детьми используются в основном эти три вида Абакусов. Для старших дошкольников и школьников удобно использовать 13–ти разрядные Абакусы. Их хватает для обучения сложению и вычитанию.
Флеш–карты.
Для развития восприятия и тренировки внимания зрительной памяти используются флеш–карты. Флеш–карта представляет собой карточку, на которой с одной стороны изображен Абакус с набранным на нем числом, с другой стороны – написано число привычными арабскими цифрами.
3 способа работы с флеш–картами:
1 способ. Вы демонстрируете ребенку флеш–карту стороной с Абакусом, а затем убираете. Время показа 1, 2, 3 секунды в зависимости от возможностей ребенка. Ребенку нужно набрать число на своем Абакусе, которое он увидел на флеш–карте.
2 способ. Вы демонстрируете ребенку флеш–карту, а затем убираете. Время показа 1, 2, 3 секунды в зависимости от возможностей ребенка. Ребенку нужно назвать число, которое он увидел.
3 способ. Вы демонстрируете ребенку флеш–карту с другой стороны, там, где число изображено арабскими цифрами. Ребенок набирает число на Абакусе.
Ментальная карта
Ментальная карта – это распечатанная карта вида Абакуса. Ментальная карта необходима для того, чтобы перейти от счета на Абакусе к ментальному счету. Ментальный счет, это счет в воображении, когда необходимо представлять, как передвигаются косточки на Абакусе.
Два способа работы с ментальной картой:
1 способ. Когда ребенок ставит пальцы на косточки, набирая число.
2 способ. Когда ребенок зрительно опирается на ментальную карту, производя вычисления в воображении. Ребенок как бы двигает косточки на ментальной карте.
Ментальная физминутка.
Коврик игра, позволяющая детям в игровой форме освоить набор чисел на Абакусе. Игры на коврике могут быть как индивидуальные, так и групповые. На игровом поле изображен большой Абакус. Как вставать на косточки Исходное положение: каждый ребенок встает на разделительную перекладину, напротив одной из спиц.
Правила: Педагог диктует числа. Дети должны встать ногами на соответствующее число. Если число состоит из небесных и земных косточек, то одной ногой встают на небесную косточку, обозначающую 5, а второй ногой – на нижнюю набранную земную косточку. Например, число 8 – одной ногой встает на 5, второй на третью косточку сверху, тем самым обозначая три набранные косточки.
Вариант 1: Педагог диктует числа от 1 до 9 на слух. Дети встают каждый на продиктованное число на своей спице.
Вариант 2: Педагог показывает цифры (или флеш-карты) от 1 до 9, дети должны встать на это число.
Вариант 3: Педагог диктует примеры для ментального счета, такие чтобы ответ получился в виде однозначного числа. Дети должны посчитать примеры ментально и встать ногами на правильный ответ. Примеры диктовать по мере прохождения тем.
Вариант 4: Дети объединяются в команды по 2-3-4 человека и каждому назначается свой разряд:
Польза игры. Детям игра очень нравится, так она дает возможность двигаться. · связь мозговой деятельности и физиологии, · командная работа, · повышение интереса к занятиям, · воспитание соревновательного духа.
Для формирования навыка ментального счета заниматься необходимо каждый день 20-30 минут.
Для того, чтобы ребенок не терял интерес к занятиям и не уставал, мы проводим смену видов деятельности, например, 5-7 минут ребенок считает, работает с флеш-картами, еще считает, выполняет задание на память и внимание, еще считает.
Организация процесса Ментальной Арифметики.
Каждый урок ментальной арифметики строится по единой структуре.
- Начинается с разминки. Кинезиологическая гимнастика
- Далее предусмотрена разминка пальцев рук на Абакусе.
- Работа с карточками (флеш – карты, таблица Шульте)
- Ментальный счет на электронном тренажере или на слух.
- Физминутка.
- Знакомство с новой темой.
- Отработка навыка счета на Абакусе и ментально.
- Итоги урока, домашнее задание.
В каждом уроке должны быть игры на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и воображения, а также игры для снятия эмоционального напряжения.
Для детей дошкольного возраста занятия по ментальной арифметике построены «от простого к сложному». проводят два раза в неделю по 30 минут одно занятие.