Голобородько Татьяна Викторовна
педагог-психолог
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6
г. Шебекино Белгородской области»
Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2020 г.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
мастер-класс для родителей
Цели:
- развивать слуховую память, мышление и речь;
- развивать способность к переключению внимания;
- развивать осязательную память и мышление;
- развивать речь и вербальное мышление;
- развивать зрительную память; внимание.
Ход встречи
- Здравствуйте, родители! Сегодня я хочу вам предложить побыть детьми дошкольного возраста и вместе со мной выполнить задания.
Задание 1. Первое наше задание будет направлено на развитие слуховой памяти, речи и мышления.
Я называю вам слова, которые вы должны запомнить: стол, карандаш, лампа, жук, резинка, дерево, вода, свет.
Задание 2. Игры на развитие образной памяти
Зрительная память
«Опиши предмет»; Игра «Посмотри и запомни».
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности.
В эту игру можно играть где угодно – на прогулке, в групповой комнате, дома. Вместе с ребенком выбираем знакомый вам обоим предмет, человека, машину, продукт питания и т. д. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди.
Задание 3. Игра на развитие воображения.
Что может быть желтого цвета, красного, синего, зеленого и т.д.
Задание 4. Направлено на развитие мелкой моторики рук
- Конструкторы являются прекрасным инструментом для развития детских пальчиков. В наборах по типу «Лего» ребенку приходится соединять мелкие детали, для этого нужна сила и хорошая координация движений. Не менее полезны и «железные» конструкторы, где есть масса винтиков, гаечек, которые нужно закручивать, чтоб соединить детали.
- Мозаика. Сейчас немного подзабыта такая полезная игра, как мозаика. А ведь она не только требует определенных навыков, чтобы справляться с мелкими деталями, но и развивает фантазию, образное мышление, внимание и усидчивость.
- Лепка
- Рисование по точкам
- Пальчиковая гимнастика
Нарисовать по клеточкам квадрат, палочки, линии.
Задание 5. Упражнение «Назови одним словом». Развитие мышления.
тарелки – стаканы – чашки (посуда);
стол – стул– диван (мебель);
рубашка – брюки – платье (одежда);
сапоги – валенки – туфли (обувь);
суп – каша – кисель (еда);
одуванчик – роза – ромашка (цветы);
береза – елка – сосна (деревья);
гусь – воробей – голубь (птицы);
карась – щука – окунь (рыбы);
малина – клубника – смородина (ягода);
морковь – капуста – свекла (овощи);
яблоки – груши – мандарины (фрукты).
Задание 6. Направленно на развитие скорости мышления.
Я буду начинать слово, произнося первый слог, а вы должны закончить слово как можно быстрее:
По…
На…
За…
Ми…
Му…
До…
Задание 7. Игры на развитие внимания.
Хлопни в ладоши
Игра на разбитие устойчивости и переключения внимания
- Договоритесь с ребенком о том, что вы будете называть ему разные слова, а он будет внимательно их слушать. Если он услышит слово, обозначающее, например, животное, то обязательно хлопнет в ладоши.
Что изменилось?
Необходимый инвентарь: мелкие предметы (игрушки, ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п.) в количестве 10- 15 штук.
- Разложите предметы на столе и накройте их газетой.
- Ребенок в течение 30 секунд (считают до 30) знакомится с расположением предметов, затем поворачивается спиной к столу.
- В это время переложите три или четыре предмета на другие места.
- Ребенку снова дается 30 секунд на осмотр предметов, после чего он должен ответить, что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?
– Я продемонстрировала вам примеры игр и упражнений, которые использую в своей работе при подготовке детей к школьному обучению.
Хочется надеяться, что игры, представленные на мастер-классе, пригодятся и Вам в работе с вашими детьми.