Материал размещен во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», АВГУСТ — 2021
Хакимова Наиля Шевкатовна
воспитатель
МБДОУ ЦРР детский сад № 242 «Садко»
г. Ульяновск
Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Чтение художественной литературы», «Исследовательская деятельность»
Цель: – Закреплять представления детей об осени, изменениях, которые происходят в лесу в это время года. Продолжать формировать умение работать над составлением рассказа по опорным схемам.
Задачи:
Образовательные:
- – обобщать представления детей об осени как времени года, ее признаках; об перелетных и зимующих птицах; лесных животных;
- – закреплять названия осенних месяцев, осенних периодах.
- – закрепить употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении;
Развивающие:
- – развивать грамматический строй речи, слуховое внимание;
Воспитательные:
- – воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение слушать друг друга и работать в коллективе;
- – воспитывать чувство прекрасного; бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
1.Рассматривание иллюстраций, картин о природе и ее изменениях в разное время года.
2.Беседы с детьми о природе, об осенних приметах, а также беседы с детьми о растительном и животном мире.
Ход занятия:
В кругу.
Воспитатель: Я хочу вас пригласить в очень интересное путешествие, увлекательное и познавательное. Но к каждому нужно подготовиться и настроиться.
Запоминает наша голова, важные поступки, умные слова.
Слушаем внимательно, смотрим обязательно,
Друг друга не перебиваем, для ответа руку поднимаем.
Знаний много получаем!
-Скажите, какое сейчас время года?
-Осень
– Воспитатель: – Значит, путешествие наше будет осеннее
– Ребята, начать наше путешествие я хотела с рассказа об осени по картинкам символам, но они куда-то исчезли, но появилось вот такое дерево, листочки на нём весят и ещё вот такое вот письмо. Написано детский сад. Прочитаем его, чтобы понять, что это за письмо
«Осень скоро закончится и начинается зима и поэтому я хочу с вами поиграть. Листочки не простые, а замороженные. Картинки символы. Чтобы их разморозить необходимо выполнить мои задания» – И подпись ОСЕНЬ
- Все задания выполним?
- Листочки разморозим?
- Рассказ составим?
(садимся на стульчики, посмотрим какой лист нам первым разморозить?)
- Воспитатель: Задание первое! Нужно разморозить предложение «Солнце светит, но не греет». (для этого нужно назвать осенние месяцы)
Дети: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Картинки – стихи про месяцы
Воспитатель: – Размораживаем картинку, вешаем на доску
- Воспитатель: – Размораживаем следующее предложение
«Дует сильный холодный ветер!»
Нужно к словам подобрать признак предмета
Признак предмета отвечает на вопросы: какой, какая,
Какие?
Осень (какая) (холодная, красивая, ранняя, золотая…)
Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, сухие, красивые…
Дождь осенью (какой) — холодный, сильный, частый, грустный…
День (какой, а ночь – какая)
Размораживаем?
3.Воспитатель: – Размораживаем следующее предложение
«Дни становятся короче, а ночи длиннее».
Чтобы играть в игру «Скажи наоборот», давайте встанем в кружок.
(в кругу воспитатель кидает мяч, говорит слово, а дети – наоборот).
Осенний – летний, холодный – жаркий, твёрдый – мягкий, злой – добрый, северный – южный,
Легкий- тяжелый, сильный- слабый, сухой- мокрый, чистый- грязный
Картинка разморозилась, вешает на доску
4.Воспитатель: – Размораживаем следующее предложение
Здесь заморожено предложение «Часто идут холодные дожди»
В предложении нужно добавить действие предмета. На какой вопрос отвечает? что делать
Слова- действия
Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
За осенью идёт… (Зима)
После весны идёт. (Лето)
А за летом наступает (Осень)
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Разморозилась наша картинка?
Предложение: «Часто идут холодные дожди»
Воспитатель: – Ребята что такое моросит это как? Капает моросит это одно и тоже или нет? Ребята как вы думаете какой дождь сильнее, льет или моросит? А давайте мы это проверим, проведем настоящий эксперимент. Перед вами тазик с водой, стакан, кисточка и щеточка. Провели опыт
Капля – раз, капля – два,
Очень медленно сперва, – хлопки руками на каждое слово
А потом, потом, потом –
Все бегом, бегом, бегом. – бег
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. – соединить руки над головой
- Воспитатель: – Размораживаем следующее предложение
«На деревьях листья желтеют и опадают»
Если мы мы с вами отправляемся в лес, где растут берёзы, значит это какой лес? (берёзовый)
Сосны? Клёны? Дубы? Рябины? Каштаны? Липы?
Разморозилась наша картинка «На деревьях листья желтеют и опадают»
Мы идем в осенний лес. – маршируем на месте
А в лесу полно чудес! – разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. – хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. – сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, – загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. – делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, – грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, – встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
- Воспитатель: Молодцы, в лесу погуляли, грибы собирали, присядем и продолжим дальше.
Берём следующий лист. Здесь заморожено предложение.
«перелётные птицы улетели на юг»
Нужно слова поделить на слоги: Ворона, голубь, воробей, сорока, синица, грач, сова, снегирь, клёст, галка.
Молодцы с этим заданием вы тоже справились. «перелетные птицы улетели на юг»
Следующий лист «осенью животные готовятся к зиме»
ОСЕНЬ нам предлагает поговорить о животных и сравнить их, про лису и про зайчика, белочку и ёжика.
Молодцы про животных рассказали, картинка разморозилась. «Осенью животные готовятся к зиме»
Следующий лист «Люди надели тёплые вещи», Я буду говорить слова а вы повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее»:
Месяц – осенний месяц,
погода – осенняя погода,
настроение – осеннее настроение,
ночь – осенняя ночь,
небо – осеннее небо,
листва – осенняя листва,
дождь – осенний дождь,
одежда – осенняя одежда,
дерево – осеннее дерево,
день – осенний день,
небо – осеннее небо,
ветер – осенний ветер.
Все листочки разморозили, и мы сейчас с вами попробуем рассказать об осени.
Пришла осень. Солнце светит ярко, но уже не греет. Дует сильный холодный ветер. – Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто идут холодные дожди. Листочки на деревьях желтеют и опадают. Птицы улетают в теплые края. Осенью животные готовятся к зиме. С наступлением холодов люди одеваются теплее.
Что было интересного в путешествии? Мне тоже понравилось, как вы выполнили задания, молодцы ребята.