Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – ИЮНЬ-2021»
Дубенцова Марина Сергеевна
воспитатель
МБДОУ ДС №68 «Ромашка»
г. Старый Оскол
ПОЧЕМУ ЭТО ОСЕНЬ
проблемная беседа по познавательному развитию с воспитанниками младшей группы, с использованием дидактической ширмы
Цель: закрепление и систематизация представлений детей о сезонных изменениях в природе и о характерных для осени природных явлениях. Задачи: развивать речь воспитанников; обогащать словарь детей, приучать давать ответ на вопросы развернутыми предложениями; воспитывать любовь к природе.
Материал: сюжетная картинка «Осень», картинки на осеннюю тему (сбор урожая яблок, осенний листок, разноцветные деревья) и картинки на тематику других времён года.
Ход беседы
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим с вами об удивительном ярком, разноцветном времени года. Я вам загадаю сейчас загадку, а вы внимательно послушаете и отгадаете, о каком времени года идёт речь.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…»
Воспитатель. Ребята, о каком времени года идёт речь?
Дети. Об осени.
Воспитатель. Молодцы, правильно, мы будем говорить об осени.
Сюрпризный момент «У нас гости». Актуализация жизненного опыта детей по теме «Осень».
Воспитатель. К нам в гости пришла белка. Подумайте и скажите: что делает белка осенью?
Дети. Белочка осенью готовит себе запасы на зимние холода.
Воспитатель. А белки спят зимой?
Дети. Нет, они зимой не спят.
Воспитатель. Белки не впадают в спячку осенью, но много времени проводят в своих жилищах: дуплах, которые они обустраивают высоко на деревьях. Этот грызун меняет свой цвет с рыжего до серого, для того чтобы маскироваться от хищников. К зимним холодам белочка готовится. Она запасает себе жёлуди, грибы, семечки, орехи. Грибы осенью она нанизывает на веточки.
Детки, расскажите, осень какая.
Дети: разноцветная, красивая, яркая.
Воспитатель. Какие цвета характерны для осени?
Дети. Жёлтый, красный, зелёный.
Воспитатель. Как выглядит осенний листик?
Дети. Осенний листик желтый, красный, а может быть зелёным, коричневым.
Воспитатель. Как выглядит осенняя трава?
Дети. Трава осенью становится коричневой и сухой.
Воспитатель. Что делают звери осенью?
Дети. Запасают корм на зиму.
Воспитатель. Какие деревья остаются осенью и зимой зелеными?
Дети. Сосна и ель.
Воспитатель. Какая погода сегодня?
Дети. Солнечно, но есть ветерок.
Воспитатель. Почему осенью мы уже теплее, чем летом одеваемся?
Дети. Осенью становится холоднее, чем летом.
Каждый вопрос и ответ сопровождаются соответствующей иллюстрацией.
Работа по дидактической ширме.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая сюжетная картинка. Какое время года, на ней изображено?
Дети. Осень.
Воспитатель. Белочке очень интересно, как вы узнали, что это осень?
Дети. Много разноцветных листочков, дети собирают урожай яблок, белочка нанизывает грибочки, делает запасы на зиму.
Воспитатель. А вы любите осень?
Дети. Да.
Воспитатель. Белочка интересуется, в какие игры вы любите играть осенью?
Дети. «У медведя во бору», «Лохматый пёс», игры с мячиком.
Воспитатель. Я вставлю эту картинку в окошечко на нашей ширме. Вам предлагаю рассмотреть картиночки в кармашках внизу и выбрать подходящие для времени года осень картиночки, поставить их в окошечки рядом с большой картинкой. Будьте внимательны.
Воспитатель. Аня, подойди, посмотри, какая картиночка подходит к нашей осенней?
Воспитатель по очереди приглашает детей к ширме, они выбирают подходящие к теме «Осень» картинки, вставляют их в кармашки рядом с сюжетной картинкой «Осень». Воспитатель задаёт вопросы, чтобы детки объясняли, почему они выбрали ту или иную картинку.
Воспитатель. Коля, какую ты выбрал картинку?
Ребёнок. Я выбрал оранжевый листик.
Воспитатель. Почему ты считаешь, что картинка подходит?
Ребёнок. Листочки осенью становятся разноцветными.
Воспитатель. Настя, почему ты выбрала эту картинку?
Ребёнок. Осенью люди собирают урожай яблок.
Физкультминутка «Ветерок»
Воспитатель. Маша, почему ты выбрала картинку, на которой девочка в сапожках, плащике и под зонтиком?
Ребёнок. Осенью часто идёт дождик. А ещё тут разноцветные листики нарисованы.
Воспитатель. Миша, что изображено на картиночке, которую ты взял?
Ребёнок. Деревья разноцветные.
Воспитатель. Ребята, белочка мне сказала, что вы многое знаете об осени и белочке было очень интересно наблюдать, как вы вставляли картиночки в кармашки.
Воспитатель. Детки, белочке пора возвращаться в осенний лес.
Рефлексия
Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили?
Кто сегодня был у нас в гостях?
Что делают многие звери осенью?
Почему нужно теплее, чем летом, одеваться осенью?