Попова Раиса Александровна
Хахлева Наталья Васильевна
воспитатели
Толмачёва Алёна Васильевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа
Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь»
ПОБУЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЙ МИР ПРИРОДЫ
Природа – неиссякаемый источник духовного и художественно — творческого обогащения детей. Дети постоянно соприкасаются с природой в той или иной форме. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, звери, хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно, разнообразный мир природы побуждает их к художественно — творческой деятельности.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация воспитания и обучения, прогулок, экскурсий, специальных наблюдений развивает у детей мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.
Ребёнок, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью, эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и художественно-творческой деятельности.
Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.
Как вдохновить ребёнка, зажечь в нём желание самому творить? Прежде всего, научить самому простому — находить радость в каждом мгновении прожитой жизни, видеть вокруг себя прекрасное. Природа предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, насыщенной новыми яркими впечатлениями, эмоциями, которые так необходимы детям в творческом развитии. И эти впечатления, непосредственно наблюдаемые в жизни природы, дети могут отображать в живописно-творческих работах.
Важно подчеркнуть, что перед прогулкой в природу необходимо наметить хотя бы небольшую цель, связанную с восприятием объекта природы: полюбоваться ею, присмотреться к чему-либо в природе, заметить, сравнить, вспомнить и т. д.
В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и его восприятия, образного мышления, воображения.
Играйте на свежем воздухе: в парке, сквере, или в лесу. Предложите ребёнку игру: он выбирает роль любого объекта природы (рыбки, птицы, облачка) и глазами своего персонажа пытается посмотреть на окружающий мир. Такая игра развивает наблюдательность и внимание.
Попросите ребёнка закрыть глаза. В ладошку поочерёдно опускайте предметы: жёлудь, камешек, кусочек коры, лист, ягоду. Пусть он угадывает, что находится в его руках, а потом, открыв глаза, узнаёт, насколько был близок к истине.
Можно посоревноваться: кто быстрее соберёт как можно больше разных по форме листьев. Что, к примеру, напоминают листья берёзы, тополя, сирени? Правильно, сердечко. А, какие листья похожи на звезду? Смородины. Конечно, это листья клёна, винограда, смородины. А ещё есть растения, листочки которых растут рядами, по много штук на длинном черенке. Это рябина и акация. А вот лист дуба редкой формы. Трудно отыскать похожие. А листья каштана и грецкого ореха — чемпионы по размеру! Они похожи: несколько листьев растут из крепкого черенка, расходясь лучами от одной точки!
Предложите ребёнку отыскать на поляне или картинках цветы по вашему описанию. Научите ребёнка, как правильно собрать и оформить гербарий из листьев или цветов.
Гербарий – это коллекция собранных и засушенных цветков.
Для того чтобы растение на долго сохранилось, его помещают между страницами старой толстой книги или на лист картона, прикрыв сверху газетой и положив под пресс (в качестве пресса достаточно взять несколько книг). Через несколько дней в вашем распоряжении окажутся сухие и ровные цветы и листья, которые прикрепляются (приклеиваются или пришиваются – фиксируются) в нескольких местах к листам альбома. На каждой страничке с образцом нужно указать название растения, где и когда собрано.
Частичку лета можно сохранить в виде букетика цветов. Чтобы они дольше сохраняли цвета и запахи, запомните несколько правил:
- Засушенные растения следует защитить от прямых солнечных лучей.
- Букеты из сухих цветов не стоит часто переставлять с места на место.
- Пыль с таких букетов следует осторожно сдувать.
- Время от времени желательно опрыскивать цветы водой из пульверизатора.
Такое опрыскивание способствует усилению аромата, как бы оживляя растение на некоторое время.
Высушенные растения можно подкрашивать. Для этого можно использовать акварельные краски. Однако сильно увлекаться этим не стоит, чтобы растения не потеряли свой естественный вид.
Флористический материал даёт богатые возможности для создания творческих работ, основное содержание которых – художественное обыгрывание природных объектов и явлений.
А также побуждает к творческим поискам и решениям, формирует умение детей работать с разнообразным материалом, развивает мелкую моторику рук. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие и разностороннее развитие.
Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействует на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, эстетическое восприятие, чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.
Кроме того, совместные наблюдения, экологические игры, беседы, чтение книг, маленькие эксперименты в природе, совместные творческие поделки помогут взрослым сделать общение со своим ребенком интересным, развивающим и, самое главное, сформируют у малыша бережное отношение к окружающей природе.
Правильно организованная деятельность даёт возможность удовлетворить потребность детей в новых впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребёнка. Всё это является очень важным и необходимым в дальнейшем для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме. Всё это будет реализовано лишь тогда, когда дети почувствуют радость от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Список литературы:
- Н.П. Захарюта. Развиваем творческий потенциал дошкольника. / Н.П. Захарюта, // Дошкольное воспитание. – 2006 – N 6.
- Л.В. Минина. Цветовая экология/ Л. В. Минина, Г.Б. Фильцина // Ребенок в детском саду. – 2007.
- С.Н. Николаева. Как приобщить ребёнка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении./ С.Н. Николаева. – М. Новая школа, 2013. 64 с.
Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ