План-проект образовательной деятельности
Время проведения (месяц) Сентябрь
Группа (старший дошкольный возраст) подготовительная к школе группа компенсирующей направленности
МОДУЛЬ 1. «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРОГРАММЫ»
Игровая деятельность
Поддерживать проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт ребенка на основе участия в интегративной деятельности познавательной, речевой, продуктивной, включающей игру; развивать логическое мышление и познавательный интерес.
«Социально-коммуникативное развитие»
Приучение самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учитывать права других детей, соблюдать очередность, проявлять терпение, не вступать в ссоры, не перекладывать свою работу на других детей, проявлять настойчивость. Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми.
«Познавательное развитие»
Учить называть предыдущее и последующее событие. Развивать и обобщать представления об общественной значимости, о правах и обязанностях, умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания. Знакомить с подготовкой животных к зиме. Расширять представления о многообразии растений. Упражнять в делении множества на части объединении его частей
Закреплять представления о семье; о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
Воспитывать желание заботиться об окружающих людях и живой природе.
«Речевое развитие» Учить правильно, строить высказывания; пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов. Самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания. Освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов: на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, сказки, загадки. Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.Активизировать словарный запас детей
«Художественно-эстетическое развитие» Учить отражать в рисунке свои впечатления; оценивать свои работы и работы других. Совершенствование умений художественного восприятия: внимательно рассматривать произведение, выделять сходство и различие при сравнении разных по тематике используемых средств выразительности. Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений. Обогащать слуховой опыт у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке. Развивать способы импровизаций.
Закреплять умение в использовании разные цвета; различные способы передвижений; умение заканчивать и начинать петь вместе с сверстниками.
«Физическое развитие» Закреплять умение в различных способах передвижений. Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений. Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
МОДУЛЬ 2. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ»
2.2. СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ
«ОБЩЕНИЕ»
03.09. Ситуации общения. Рассматривание сюжетных картин, составление рассказов по теме «Детский сад». Учить составлять описательный рассказ по картинке, рассуждать о последствиях совершаемых их героями поступков. Пополнить представления детей о правилах безопасного поведения в групповом помещении.
17.09. Дидактическая игра Пресс-конференция. Развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми. Учить детей задавать различные вопросы на тему «Мой режим дня», «Мои игрушки», «Мои друзья», поддерживать беседу.
10.09. Дидактическая игра «Угадай – кто». Учить описывать человека, выделять характерные признаки называть цвет волос, глаз, рассказывать о его личностных качествах. Развивать связную речь. Способствовать реадаптации детей условиям пребывания в детском саду после летнего отдыха.
24.09. Дидактическая игра Секрет. Формировать желание общаться со сверстниками и преодолевать застенчивость. Продолжать учить находить различные способы для достижения своей цели. Учить составлять описательный рассказ-загадку.
02.09. Беседы и разговоры с детьми Беседа «Как я провел лето?». Предложить детям с опорой на семейные фотографии рассказать о летнем отдыхе, учить отвечать на вопросы педагога. Развивать у детей связную речь, формировать коммуникативные умения
16.09. Беседа «Полезные продукты». Уточнить знания о полезных продуктах, их назначении для здоровья и хорошего настроения. Закрепить названия овощей, их вкусовые качества. Воспитывать желание употреблять в пищу фрукты и овощи.
09.09. Беседа «Мы – дежурные». Трудовые поручения: подготовка к ООД. Актуализировать освоенные детьми ранее навыки работы по подготовке к занятиям рассказать. Учить готовить необходимые предметы на отдельном столе. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
23.09. Беседа «Витамины и здоровый организм» Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Познакомить с назначением витамина А, В, С. Активизировать названия овощей и фруктов. Познакомить с продуктами, которые можно употреблять в небольшом количестве.
06.09. Игровые тренинги. Игра «Гомеостат». Формировать чувство принадлежности к группе, Учить устанавливать и поддерживать контакты; сотрудничать и решать конфликтные ситуации. Продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я» в группе сверстников
20.09. Игра «Живая скульптура» Помочь придумать композиции по теме «Ваза с фруктами». Гармонизировать потребность ребенка в социальном признании. Учить осознавать свои эмоциональные ощущения. Активизировать словарный запас. Закреплять знания о полезных свойствах фруктов.
13.09. Игра «Близнецы» Учить договариваться о совместных действиях. Воспитывать уважение к желанию сверстникам. Продолжать учить строить связные высказывания.
27.09. Игра «Строим цифры». Закреплять знания о числовом ряде. Продолжать учить сочетать в предложении существительные с числительными. Воспитывать интерес к общению со сверстниками.
«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
06.09. Театрализованная игра, игра-драматизация. Игра-драматизация по сказке В. Сутеева «Кто сказал «мяу?»»
Познакомить с театральной деятельностью. Учить детей точно передавать диалог. Учить самостоятельно, распределять роли, обсуждать манеру исполнения. Закрепить умение передавать имитировать повадки животных; создавать декорации для драматизации. Развивать эстетический вкус; желание драматизировать сказочные произведения.
20.09. Театрализованная игра «Веселый Старичок-Лесовичок». Учить пользоваться разными интонациями. Продолжать учить самостоятельно, воспроизводить диалог. Учить четко, произносить звуки в чистоговорках. Закрепить умение выразительно читать стихотворные произведения. Воспитывать коллективизм; желание договариваться со сверстниками. Продолжать развивать интерес к театрализованным играм
13.09.Театрализованная игра «Загадки без слов». Развивать выразительность мимики и жестов. Закреплять знания о живых и неживых объектах. Воспитывать интерес к театрализованным играм; умение договариваться со сверстниками. Учить изображать объект без слов.
27.09. Театрализованная игра “Немой диалог». Развивать артикуляцию, умению четко произносить фразы. Воспитывать интерес к элементам театрализованной деятельности. Закреплять знания о названии овощей и фруктах. Закреплять умение выделять первый и последний звук в словах.
07.09. Сюжетно-ролевая игра «Строитель¬ство детского сада» Совместное сюжетосложение. Активизация творческого воображения де¬тей. Предложение воспитателем дополнительных вариантов игры 21.09. «Овощной магазин»
На правах участника игры способствовать развитию сюжета стимулировать детей к выбору различных ролей, учить применять и творчески ин¬терпретировать знания, полученные при восприятии окружающего мира. Формировать коммуникативные умения.
14.09. «Детский сад» Формирование игровых умений, ролевого диалога. Распределение и смена ролей 28.09. «Сельская ярмарка». Придумывание игрового сюжета; распределение ролей; сотворчество с детьми; введение воспитателем дополнительных вариантов событий
01.09. Подвижные игры «Гуси-лебеди». Совершенствовать умение детей действовать по сигналу, автоматизировать правильное выполнение движений при ходьбе и беге учить согла¬совывать свои действия с действиями сверстников. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе.
02.09. «Совушка». Совершенствовать умение передвигаться по площадке в разном темпе. Закреплять знания об условиях обитания птиц. Воспитывать желание соблюдать правила игры. Учить изображать в движении птиц и насекомых.
03.09. «Смелые ребята» Упражнять в быстром беге. Развивать ловкость. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе. учить согласовывать свои действия с действиями сверстников.
06.09. «У оленя дом большой». Закреплять умение выполнять движения в соответчик с текстом, с убыстрением. Учить выбирать ведущего, согласовывать свои решения со сверстниками
07.09. «Удочка». Познакомить детей с правилами игры, учить выполнять игровые действия. Развивать мышцы ног, координацию движений, способность распределять внимание. Вызывать у детей положительные эмоции развивать творчество в двигательной деятельности
08.09. «Али-Баба» Воспитывать интерес к подвижным играм. Продолжать учить договариваться вместе со сверстниками. Воспитывать желание соблюдать правила игры. Учить бегать с ускорением.
09.09.«Пчелы и медвежата» Упражнять в подбрасывании мяча. Закреплять умение ловить мяч двумя руками. Воспитывать интерес к подвижным играм.
10.09. «Пожарные на ученье». Закреплять умение лазать по вертикальной лестнице; бегать по заданной траектории. Развивать внимание, ловкость. Продолжать учить действовать в команде.
13.09. «Мяч водящему». Упражнять в подбрасывании и ловле мяча обеими руками. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. 15.09. «Назови меня». Развивать способность создавать образ животного, используя мимику и жесты; скорость бега, умение увертываться от ловишки. Воспитывать интерес к подвижным играм.
14.09. «Коршун и наседка». Учить слушать команды воспитателя. Развивать внимание. Закреплять представления о жизни птиц.
16.09. «Поймай мяч». Учить ловить двумя руками мяч. Закрепить умение передавать мяч. Развивать внимание, ловкость.
17.09. «С кочки на кочку». Формировать навыки прыжков в длину. Развивать двигательные навыки. Упражняться в перепрыгивании через препятствия. Развивать силовые качества.
20.09. «Пройди бесшумно». Учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой. Развивать координацию движений; ловкость, выносливость; умение вырабатывать правильное дыхание. Использовать ходьбу как средство воспитания выносливости.
21.09. «Лесные тропинки». Разнообразить движения в зависимости от условий. Поддерживать интерес подвижной игре. Учить изменять темп и амплитуду движения.
22.09.«Удочка». Познакомить детей с правилами игры, учить выполнять игровые дей¬ствия. Развивать мышцы ног, координацию движений, способность распределять внимание. Вызывать у детей положительные эмоции развивать творчество в двигательной деятельности.
23.09. «Гуси-лебеди». Совершенствовать умение детей действовать по сигналу, автоматизировать правильное выполнение движений при ходьбе и беге учить согласовывать свои действия с действиями сверстников. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе.
24.09. «Смелые ребята» Упражнять в быстром беге. Развивать ловкость. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе. учить согласовывать свои действия с действиями сверстников.
27.09. «Пчелы и медвежата» Упражнять в подбрасывании мяча. Закреплять умение ловить мяч двумя руками. Воспитывать интерес к подвижным играм.
28.09. «Назови меня». Развивать способность создавать образ животного, используя мимику и жесты; скорость бега, умение увертываться от ловишки. Воспитывать интерес к подвижным играм.
29.30. «Мяч водящему». Упражнять в подбрасывании и ловле мяча обеими руками. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
30.09. «Пожарные на ученье». Закреплять умение лазать по вертикальной лестнице; бегать по заданной траектории. Развивать внимание, ловкость. Продолжать учить действовать в команде.
03.09. Строительно-конструктивная «Детский сад» Уточнять представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов; о способах соединения, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания).
17.09 «Здания нашего города» Упражнять в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в предварительной зарисовке сооружений, в анализе схем и конструкций. Развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях, устанавливать их, аргументировать свои решения. Развивать конструкторские навыки, направленное воображение.
10.09. «По замыслу детей». Развивать воображение. Закреплять умение договариваться со сверстниками
24.09 «По замыслу детей». Развивать воображение. Закреплять умение договариваться со сверстниками
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
02.09. Сенсорный тренинг «Успей вовремя». Продолжать закреплять понятия времени. Развивать чувство времени. Учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом. Воспитывать любознательность.
16.09. Сенсорный тренинг «Аукцион» Совершенствовать знания в различении знаний по качеству, закрепить знания цветов и оттенков. Познакомить детей с профессией швеи. Учить составлять связные высказывания. Закрепить знания о профессиях сотрудников детского сада.
09.09. Игровой тренинг Назови пропущенное слово. Закрепить знания о днях недели; умение последовательно называть дни недели; определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Воспитывать интерес к играм. Учить пользоваться словами «до» и «после».
23.09. Игровой тренинг Поможем Элли вернуться домой Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движений объектов; отражать в речи их пространственное положение. Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.
08.09. Опыты, эксперименты «Может ли растение дышать?» Выявление потребности растения в воздухе, дыхании. Понять как происходит процесс дыхания у растений.
22.09.«Наоборот».Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений; развитие умения находить к каждому слову противоположное слово.
15.09. Опыт «Солнечный зайчик». Предложить детям с помощью зеркала поймать солнечного зайчика. Подвести к тому, что это можно сделать только в ясную, солнечную погоду.
29.09. Опыт «Наливаем – выливаем» Продолжать знакомить детей со свойствами воды: принимает форму сосуда, в который ее наливают. Закрепить, имеющиеся знания о свойствах воды: нет цвета и запаха.
01.09. Наблюдения «Работой дворника». Предложить детям понаблюдать за работой дворника, ответить на вопросы о назначении тех или иных трудовых действий. Формировать представления о роли труда дворника для поддержания порядка на участке детского сада. Учить оказывать посильную помощь дворнику формировать соответствующие трудовые умения.
03.09. «Одежда детей осенью» Обратить внимание детей на предметы демисезонной одежды активи¬зировать в речи и уточнить их названия. Рассказать детям о том, почему важно одеваться по погоде. Развивать зрительное восприятие учить различать цвета, материалы, из которых изготовлена одежда.
02.09.«Что изменилось за лето» Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. Учить строить связные высказывая на тему: «Что было и что стало…» 06.09. «Температура воздуха» Наблюдение за температурой. Подвести к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе. Учить строить связные сравнительные высказывания. Закреплять умения
07.09. Наблюдения за природой «Осенние листья». Показать многообразие красок золотой осени. Листья желтеют от того, что осенью в них происходят большие изменения. Летом в зеленых листьях есть специальное вещество — хлорофилл, которое и придает листу зеленую окраску. А когда лист опадает, это вещество разрушается. Но в клетках листика есть и другие красящие вещества — желтые.
09.09. Наблюдение за птицами. Показать детям как птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Рассказать о том, что к нам с наступлением холодов прилетают зимующие птицы, люди для них готовят птичьи столовые.
08.09. «Природа ранней осенью» Расширять и уточнять представления детей о временах года, об изменениях, происходящих осенью.
10.09. «Деревья и кустарники» Наблюдения за растениями. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени.
13.09. «Ветер, ветер – ты могуч» Учить самостоятельно давать характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.
14.09. «Сколько длиться день» Подвести к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Наблюдение за продолжительностью дня. Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада.
15.09. «Растения нашего участка» Учить устанавливать причинно-следственные связи. Закреплять знания о сезонных изменениях. Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена и цветы у некоторых цветов бархатцев, майоров, уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.
16.09. «Жучки-паучки» Наблюдение за насекомыми. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Закреплять знания о сезонных изменениях. Усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки залетают осенью в дома и там зимуют; или забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход.
17.09. «Уж небо осенью дышало…». Наблюдение за небом. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи. Закреплять знания о сезонных изменениях. Учить подбирать прилагательные к существительным. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу.
20.09. «Семена и плоды» Наблюдение за распространением семян и плодов. Определить роль ветра в распространении семян. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость.
21.09. «Вот уж последняя стая крыльями машет вдали». Наблюдение за птицами. Учить самостоятельно, делать выводы. Уточнять представления о изменениях, происходящих осенью. Закрепить знания о строении птиц. Обсудить с детьми, почему птицы улетают.
22.09. «Надевает одуванчик белый сарафанчик» Длительное наблюдение за многолетним растением – одуванчиком. Закрепить знания о структуре растения. Развивать память. Объяснить, что корень остался в земле. Отметить колышками место, где рос одуванчик – весной здесь вырастет новый.
23.09. «Туман» Учить называть природные явления. Познакомить с причиной их появления. Подвести к пониманию того, что днем туман рассеивается. Наблюдение за утренним туманом и росой, объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.
24.09. «Красный, желтый, зеленый» Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Предложить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют; понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? Что способствует быстрому опаданию листьев? Обсудить с детьми, почему опадают листья.
27.09. «Уж небо осенью дышало…». Наблюдение за небом. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи. Закреплять знания о сезонных изменениях. Учить подбирать прилагательные к существительным. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу.
28.09. «Сколько длиться день» Подвести к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Наблюдение за продолжительностью дня. Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада.
29.09. «Осенние листья» Показать многообразие красок золотой осени. Листья желтеют от того, что осенью в них происходят большие изменения.
30.09 «Деревья и кустарники» Наблюдения за растениями. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени.
02.09. Музыкально-театральная гостиная Игра
«Веселый платочек» русская народная мелодия Прививать любовь к русскому песенному творчеству. Правильно планировать интервал вниз, мелодию в постепенном движении вверх. Учить творчески, использовать знакомые плясовые движения. 16.09. Музыкально дидактическая игра «Загадки из конверта» Развивать чувство ритма, правильно выполнять ритмический рисунок в сочетании с музыкой. Совершенствовать игру на ударных инструментах. Продолжать упражнять в легком поскоке, совершенствовать умение двигаться по кругу.
09.09. Упражнение «Ложкари» Продолжать учить владеть деревянными ложками, как музыкальным инструментам. Закреплять знания о народных музыкальных инструментах
23.09 Музыкально дидактическая игра
«Выполни задание» русская народная мелодия Улучшить качество пружинящего шага. Упражнять в умении ходить «плетнем». Четко реагировать на начало и окончание музыкальных фраз. Добиваться четкости, ритмичности движений. Учить двигаться поскоком легко, непринужденно. Воспринимать веселый шуточный характер песни.
03.09. Творческая мастерская. Рисование «Как я провел лето». Предложить детям передать в рисунках события и впечатления прошедшего лета, нарисовать себя, своих близких. Предложить детям выполнить подобные рисунки и придумать по ним рассказы дома вместе с родителями.
17.09. Работа с природными материалами «Продолжи узор»
Учить детей выкладывать узор из различных природных материалов. Закреплять знания о плодах растений. Учить составлять описательные рассказы по собственным картинам. Воспитывать аккуратность в работе с природным материалом.
10.09. Рисование. «Наш детский сад». Предложить детям нарисовать свою группу, участок, эпизоды общения со сверстниками, педагогами. Организовать осмысление детьми полученных впечатлений. Учить использовать знакомые техники для передачи смысла.
24.09.Рисование «На что поход осенний лист». Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом. Развивать воображение. Закреплять навык раскрашивания цветными карандашами. Учить дополнять свой рисунок необходимыми элементами. Способствовать развитию изобразительных способностей.