Запасник Елена Николаевна
Незнамова Елена Александровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 27 «Берёзка»
Г. Старый Оскол Белгородской области
Материал размещен в рамках Всероссийской научно-практической конференции
«Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Патриотическое воспитание дошкольников по ФОП актуально и приоритетно для подрастающего поколения. За последние годы в нашей стране произошли огромные изменения. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У взрослых и детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Материальные ценности сегодня доминируют над духовными. Возрождение духовно- нравственного воспитания – это шаг к возрождению России.
Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.
Основные задачи патриотического воспитания в ДОУ:
– формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;
– воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
-формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;
Родина – это город или село, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички, это любовь к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке – все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В своей статье хотелось бы остановиться на патриотическом воспитании детей второй группы раннего возраста.
Система работы по патриотическому воспитанию в нашей группе ведется по следующим направлениям:
- организованная образовательная деятельность
- совместная деятельность педагога и детей;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников,
- создание предметно-пространственной среды в группе;
Используем такие формы работы, как занятия, беседы, рассказы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, игры со строительным материалом, наблюдения за живой и неживой природой, за трудом взрослых, чтение художественной литературы.
В течение года с детьми проводятся беседы: «Моя семья», «Праздники в моей семье», «Я и мое имя», «Что значит любить родителей», «Как зовут маму, папу, сестренку…», «Какие они…», беседы с детьми о папах в преддверии праздника Дня защитника Отечества, беседы о мамах к 8 марта.
С детьми проводятся дидактические игры: «Чья мама?», «Вежливые слова», «Полное и неполное имя», «Ласковые слова для мамы, для папы», «Чей малыш».
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.