ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Романова Оксана Витальевна, воспитатель,
Перцева Любовь Васильевна, воспитатель,
Голощапова Тамара Васильевна, музыкальный руководитель,
Дудкина Наталия Евгеньевна, инструктор по физической культуре,
МБДОУ ДС № 62 «Золотой улей»
город Старый Оскол, Белгородская область

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»  

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Секция 4.«Как вырастить патриота»

С 1 сентября 2023 года образовательные программы скорректировали таким образом, чтобы главный акцент делался на патриотическом воспитании. Как отмечено в указе Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности России», именно патриотизм станет препятствием для внутренних и внешних угроз безопасности страны. В современных условиях, когда происходят глобальные изменения в жизни общества, одним из главных вопросов является работа с подрастающим поколением по патриотическому воспитанию. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России. Как говорил К. Паустовский «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

Свою работу с детьми по военно-патриотическому воспитанию начали с диагностики по выявлению знаний дошкольников о своем родном городе, его достопримечательностях, культуре, героях. Результаты были неутешительны: большинство детей не знали об историческом прошлом своего города, о его достопримечательностях и традициях. В частности, очень мало дети знали о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о героях-старооскольцах, отважно защищавших свою Родину и прославивших Оскольский край.

Нами был разработан перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому направлению развития. Работу с детьми проводили по следующим блокам: «История города», «Герои нашего края», «Достопримечательности Старого Оскола».

Рекламное сообщение     

С целью решения поставленных задач, в группе была оснащена предметно-пространственная развивающая среда, которая способствовала лучшему усвоению знаний об истории и традициях родного края. В библиотеке детской литературы был создан отдельный блок книг на военную тематику. В уголке краеведения приобретены альбомы для рассматривания с детьми на темы: «Экскурсия по Старому Осколу», «Оскол раньше и сейчас», «Герои Старого Оскола», «Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны» и др. Были созданы дидактические игры по военно-патриотическому воспитанию («Военные профессии», «Техника военных лет», «Карта памятных мест Старого Оскола» и др.), настольно-печатные игры («Танковое сражение», «Пройди по минному полю» и др.); в игровых уголках имеются необходимые атрибуты для организации и проведения сюжетно ролевых игр, которые помогли закрепить знания о военной форме, об особенностях армейского быта.

Реализация содержания работы происходила в разнообразных формах: в ходе непосредственно образовательной деятельности, во время бесед с детьми, чтения и обсуждения художественной литературы, при составлении творческих рассказов о войне, во время экскурсий (как обыкновенных, так и виртуальных) к местам боевой славы, в военно-патриотических играх, спортивно-музыкальных досугов.

Наш город богат достопримечательностями, памятниками, к которым мы ходили с детьми на экскурсии. Возлагали цветы на мемориальном комплексе у Атаманского леса (создан в память защитников Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков). Были организованы виртуальные экскурсии: к аллеи Славы, где расположены бюсты старооскольцев, получивших звание Героя Советского Союза, и стелла, созданная в честь присвоения Старому Осколу звания «Город воинской славы» в 2011 году, к  памятнику  женщинам-железнодорожницам (создан в память о строительстве «Дороги мужества»), памятник «Скорбящей матери» (создан в память о расстреле мирных жителей в годы войны), к памятнику посвященному детям войны «Качели», к памятнику солдату «После боя», мемориальный комплекс «Прохоровское поле». Итогом таких экскурсий стала творческая работа – создание мемориала «Помним… Гордимся…». Вместе с детьми мы посетили музей боевой славы МАОУ “СОШ №27 С УИОП”.

Использование такого многообразия форм способствовало наиболее эффективному усвоению знаний детьми об историческом прошлом своего города, о его достопримечательностях и традициях, благотворно влияло на воспитание военно-патриотических чувств, любви к своей малой Родине.

Безусловно, патриотическое воспитание дошкольников начинается в семье. Ребенок должен знать историю своей семьи, кем были его деды и прадеды. Важно, чтобы он ими гордился. Мы разработали перспективный план, в который включили родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, разнообразные творческие конкурсы и выставки. Именно поэтому работу по ознакомлению дошкольников с родным городом проводили в тесном сотрудничестве с родителями. В группе была создана библиотека для родителей на тему «Как рассказать ребенку о войне». Кроме того, в преддверие Дня Победы оформили специальный номер «Газеты для родителей», посвященный этому значимому событию в истории России. В детском саду была сделана стена «Бессмертный полк». Педагоги вместе с детьми и родителями приняли участие в шествии «Бессмертный полк».

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Знакомя детей с родным краем, с его историко-культурными особенностями, у детей формируются такие черты характера, которые помогают им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь самое яркое впечатление, о родном крае полученное в детстве, не редко остается в памяти на всю жизнь.

Литература:

  1. Гражданское воспитание в ДОУ. / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148 с.
  2. Зацепина, М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  3. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с.
  4. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. / М.Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь