Сотникова Галина Николаевна
Дорофеева Татьяна Васильевна
воспитатели
МБДОУ ДС №67 «Аистёнок»
Старооскольского городского округа
Патриотическое воспитание – важнейшая задача, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте. Современный человек любит свой народ, свой край и свою Родину, уважает ценности семьи и общества, любознательный, активно познающий мир. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. А родной дом, двор, детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, родная природа – все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился.
На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Дошкольники в семье от родителей узнают о хороших и плохих людях, о родном крае. Родители, общаясь с ребёнком, передают ему свое отношение к окружающему миру, к хорошей книге, фильму, песне. На всю жизнь запоминают дети рассказы бабушек и дедушек о подвигах и отваге близких и знакомых в годы войны. Любовь к матери, отцу и другим членам семьи является началам воспитания у ребёнка более высоких чувств и моральных качеств. В детском сознании начинается формироваться понятие о Родине.
Основным методом патриотического воспитания в семье является личный пример родителей, их отношение к семейному, трудовому, гражданскому долгу. Этот пример влияет на формирование взглядов и понятий дошкольниками. К другим методам и формам патриотического воспитания в семье относятся чтение, прогулки, посещения музеев, театров, семейные вечери, посвящённые знаменательным датам. Соблюдение народных и национальных обычаев, рассказы и воспоминания особенно глубоко воспринимаются в младшем школьном возрасте. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Это накладывает отпечаток на взгляды человека.
Знакомство с Родиной начинается с самых близких и понятных дошкольнику мест – с их дома, района, города. Для этого используется и различный наглядный материал – достопримечательности города, фотографии, рассказы об истории тех или иных мест. У нашего края богатое боевое прошлое. Его историю хранят многочисленные памятники, что позволяет создать благоприятную основу для формирования чувства гордости за свой край. Старый Оскол – город ратной доблести и славы. Почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы» присвоено за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками городов в борьбе за свободу и независимость.
Были организованы экскурсии к памятникам на микрорайоне Макаренко «Качели», «Год 1941». Дети услышали интересный рассказ об их происхождении, возложили цветы. Познакомили дошкольников с другими памятными места Старого Оскола: Мемориальный комплекс «Атаманский лес» (в память о солдатах, защищавших город в 1942 – 1943 годах); «Памятник строителям железной дороги Старый Оскол – Ржава» символизирующий величие русской женщины, строителя и созидателя; «Памятник 17-ти героям»; «Памятник рабочим механического завода»; «Скорбящая мать» (мать, которая плачет от горя). Чувства сострадания, уважения к героям войны, милосердия к старшим рождаются в сердцах детей.
В день освобождения города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков и 9 Мая родители вместе с детьми приходят на Площадь Победы к «Памятнику полководцу Георгию Жукову». Они возлагают цветы у архитектурно-скульптурной композиции «После боя», стелы «Город воинской славы», аллеи «Славы Героев Советского Союза», чтобы почтить память погибших, отдать почести живым защитникам Родины. Благодарные потомки хранят память о своих земляках – героях. Нет меры героизму людей, как нет меры горечи и состраданию.
Патриотического воспитания оказывает главное влияние на становление будущего защитника Родины. Каждый год наш детский сад принимает активное участие во всесоюзной акции «Бессмертный полк». В кругу каждой семьи проводится поисковая работа. Ребята делятся друг с другом тем, что они узнали от бабушек и дедушек, принося фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины. Народная мудрость гласит «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».
По–другому можно сказать, что человек, не знающий прошлого своего народа, его культуры, подобен дереву без корней, кораблю, не знавшему родного порта и обреченного скитаться, как легендарный «Летучий Голландец». Дети дошкольного возраста более обучаемы и податливы педагогическим влияниям. Они отличаются силой и глубиной впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле этого слова фундаментом для дальнейшего развития личности. С большим восхищением и удивлением слушают дети рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить Отечеству. Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств используется и наглядный материал, беседы, знакомство с природой.
Нужно добиться, чтобы каждый ребенок ощущал себя гражданином страны. Особенно большой силой эмоционального воздействия обладают литература, музыка, кино живопись, различные виды творческой деятельности. Очень важен уровень достижений дошкольником на данном возрастном этапе. Он должен почувствовать радость познания, научиться трудиться, любить, беречь природу, которая постоянно окружает его, рано входит в жизнь, доступна и понятна ему. Маленький человечек чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить. Сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Очень важно для ребёнка не то, что он знает и помнит, что прочитал, выучил, а то, что он пережил.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально. Патриотические чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с окружающим миром.
Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Оно не может проходить от случая к случаю.
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну непременно должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Ежедневно мы формируем чувство патриотизма у дошкольников, воспитываем определённые жизненные ценности, стремление сохранить и приумножить традиции, чувство гордости за свою Родину, уважение к историческому боевому прошлому. Воспитателю небезразлично, какими станут его воспитанники, что ожидает нашу страну в будущем.
Внимание!
До окончания приема материалов в печатный сборник “Январь-2019” осталось:
[ujicountdown id=”Сборник-январь-19″ expire=”2019/01/20 00:00″ hide=”true” url=”https://mirdoshkolyat.ru/novosti/novye-pravila-publikacii-v-pechatnom-sbornike” subscr=”” recurring=”” rectype=”second” repeats=””]