Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания мини-музея

0
5862

Чепайкина Валентина Леонидовна
старший воспитатель
высшей квалификационной категории
МДОУ детский сад № 6 «Родничок»
п. Советский Республика Марий Эл

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
выступление из опыта работы

 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня особенно актуальна. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Рекламное сообщение     

В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого–педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для установления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой живет ребенок, детскому саду, школе, городу. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, сказала мне сестра».
А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Часто ли наши дети бывают в них?

Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее, именно с родителями. Так как наш детский сад имеет свой Тоштер (в пер. с мар. яз. – музей) и мы сотрудничаем с районным музеем, 1-2 раза в учебный год посещаем их выставки.

Причины самые разные. Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы еще и ничего не поймут, что зря время тратить». А во-вторых, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии с детьми.

Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях. Данная задача нашла отражение в нашем годовом плане работы дошкольного учреждения.

Что такое мини – музей? Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие всем требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественный вкус.
Создание мини-музеев – дело необычайно увлекательное, но в тоже время серьезное, кропотливое и сложное.

В процессе создания мини-музеев должны учитываться следующие принципы:

  • Интеграция – мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации её общих задач и задач ОО, в частности, «Социально-коммуникативное развитие», по воспитанию у детей патриотических чувств;
  • Деятельности и интегративности – мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей раннего возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
  • Научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
  • Гуманизации и партнерства – мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект – субъектных отношений в системе «Взрослый-ребёнок», «ребенок – взрослый»;
  • Культуросообразности – мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе НОД в музейном пространстве;
  • Динамичности и вариативности – экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
  • Разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами. Разными по форме, содержанию, размерам, отражающим историческое. Природное и культурное разнообразие окружающего мира;
  • Регионального компонента – мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение.

Мини-музеи в детском саду являются одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры и искусства. Помогаю тешить проблему социализации подрастающего поколения, способствуют полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, т.к. при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов деятельности и, соответственно, интегративное решение задач разных образовательных областей.

Одним из основоположниц отечественного дошкольного образования в XX веке Е.И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь – соавтор, творец композиции, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.

Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь – соавтор, творец композиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Думаю, что мини-музеи станут неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада. Мы надеемся, что музей, коллекции войдут в жизнь наших детей и интерес к ним не угаснет на протяжении всей дальнейшей жизни.

Задачи патриотического воспитания решаются на примере использования материала мини-музея матрешки, работа над созданием которого велась в подготовительной логопедической группе совместно с детьми и их родителями. Собирались экспонаты, картинки, статьи о матрешках. Одновременно воспитатели знакомили воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом её изготовления, разнообразием и характерными особенностями семёновской, загорской, полхов-майданской матрешек. Особый интерес у детей вызвала практическая деятельность, когда они сами изготавливали матрешек. Украшали готовые деревянные заготовки росписью, украшали свои поделки.

 

Проект в группе завершился. Но работа мини-музея только начинается. Планируется для гостей и воспитанников из других групп, родителей и сотрудников детского сада проводить экскурсии.

Матрешка служит важным средством эмоционального воздействия на детей. Её разнообразие и неповторимость облика способствует проявлению творчества в игре и рисовании. Кроме того, матрешка как элемент патриотического воспитания дошкольников помогает провести аналогию между словами: матрешка-мать-родительница-род-родина-Россия.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными. А значит близким и понятными каждому человеку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, семью и малую Родину.

Список литературы:
1. Справочник старшего воспитателя №10, 2012, с.4
2. Справочник старшего воспитателя №3, 2013, с. 6
3. Справочник старшего воспитателя №2, 2013, с.32
4. Справочник старшего воспитателя №8, 2015, с. 27

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь