Мальцева Наталья Викторовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 62 «Родничок» комбинированного вида»
г. Северодвинск
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач современности. О значении развития мелкой моторики рук в общем развитии ребенка указывали Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М. Кольцова, Л.В. Фомина, С.В. Щербинина, И.Г. Топоркова и многие другие. В своих исследованиях они сходятся во мнении, что уровень развития мелкой моторики рук – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению и основа для развития речи детей. Исследования ученых показали, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь (1).
Следует отметить, что у детей с ОНР развитие мелкой моторики рук чаще всего находится на низком уровне. Их движения отличаются неловкостью, неточностью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания, изобразительной деятельностью (2).
Именно в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые в дальнейшем ребенку для овладения письмом, создать условия для накопления им двигательного и практического опыта. Поэтому актуальной остаётся проблема использования в работе с детьми с ОНР интересных, современных, нетрадиционных технологий развития мелкой моторики, в частности, использования техники изонити.
Изонить – это техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Нитяная графика, как вид декоративно-прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Современные расходные материалы позволяют получать очень эффектные изделия. Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро; придумать можно много интересных образов. В процессе занятий изонитью дети овладевают техникой работы с иглой, что благотворно сказывается на развитии у детей с ОНР глазомера, мелкой моторики рук, математических функций, ориентировки на плоскости. Также у детей развиваются такие психические процессы как: восприятие, воображение, мышление, внимание (3).
Цель нашей работы: обучение детей технике изонити.
Нами были определены следующие задачи работы с детьми:
- дать детям понятие о разных углах (величине, длине сторон), точке отсчёта, середине, центре, вершине, крае;
- закрепить знания направлений: вверху, внизу, слева, справа;
- дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону;
- научить различать толщину ниток, лицевую и изнаночную стороны изделия;
- упражнять детей в плоскостном моделировании – умении составлять из углов (треугольников) изображение предметов и композиций;
- учить детей работе с иголкой, ниткой, трафаретом;
- развивать мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук под контролем глаз;
- воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;
- воспитывать эстетический вкус.
В группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда: подобраны образцы изделий в технике изонити, подготовлены необходимые материалы и оборудование (картон, бархатная бумага, наборы самоклеящихся картинок, нитки (ирис, мулине), игольницы с иголками, линейки, простые карандаши, ножницы), изготовлены карточки-схемы «Правила работы с инструментами», трафареты для нанесения рисунка.
Работа по обучению детей технике изонити началась с подготовительного этапа, цель которого: заинтересовать детей данным видом прикладного искусства, познакомить с инструментами и материалами. Для этого была проведена беседа «Как можно изобразить гриб», в ходе которой дети увидели, что предмет можно изобразить по-разному: нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сконструировать, выполнить в технике изонити; рассмотрели образцы изделий в данной технике.
Далее познакомили детей с материалами и инструментами для работы с изонитью, показали, как ими пользоваться, сформулировали правила работы с инструментами:
• хранить иглу только в игольнице и с ниткой;
• нельзя ронять иглу на пол, вкалывать в одежду, держать во рту;
• нитку нельзя откусывать зубами;
• нельзя держать ножницы острыми концами вверх, передавать друг другу можно только кольцами вперёд.
На подготовительном этапе также упражняли детей в ориентировке на плоскости, в плоскостном моделировании, в восприятии цвета посредством дидактических игр и упражнений «Куда прилетела бабочка», «Сложи предмет из треугольников», «Считай, не ошибись», «Подбери цвет», «Холодные и тёплые цвета».
Работу по практическому обучению детей технике изонити вели индивидуально и в малых подгруппах в соответствии с возможностями и желанием детей. Цикл занятий состоял из двух разделов:
1 раздел – освоение детьми базового элемента «угол»; мы выделили следующую последовательность действий:
- на лист цветного картона с изнаночной стороны наносим рисунок угла;
- на сторонах угла делаем разметку для дырочек (по линейке или трафарету);
- шилом прокалываем дырочки по разметке и нумеруем отверстия (выполняет педагог);
- приступаем к изображению угла изонитью.
На данном этапе важно научить детей различать лицевую и изнаночную стороны изделия. На лицевой стороне в результате пересечения нитей получается подобие треугольника, а на изнаночной – только стежки.
2 раздел – создание изображений на основе многократного повторения базового элемента «угол», в ходе которого дети учатся накладывать одни углы на другие.
В начале обучения медленно и последовательно показывали детям выполнение изонитью простейших рисунков с подробным объяснением каждого действия: как подобрать нить, вдеть нить в иглу, счёт отверстий, направление нити. Постепенно усложняли занятия за счет увеличения количества изображаемых элементов, изменения размеров изображения, предложения детям в качестве основы материалов с разной степенью плотности (картон, бархатная бумага). В дальнейшем дети перешли к самостоятельному выполнению сначала простейших, затем более сложных рисунков. При этом мы использовали советы, напоминание, вопросы, показ приёмов на своей работе.
Для поддержания интереса детей к данной технике, из самоклеящихся картинок, цветной бумаги на основе создавали композиции (например, «Дождь идёт», «Осень», «Солнечный денёк», «Фрукты»), а дети в технике изонити изображали отдельные части предметов (например, шляпка гриба, зонтик, ваза и т.д.).
Для того, чтобы дети могли поделиться своими успехами в овладении техникой изонити, мы использовали такие формы работы как презентация продуктов детской деятельности на выставке детского творчества, семейные мастерские, где дети могли продемонстрировать свои практические навыки родителям. Для вовлечения родителей в образовательный процесс проводили консультации и мастер – классы.
Результаты использования техники изонити показали, что этот вид деятельности хорошо осваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки, способствует развитию логического мышления, мелкой моторики, развивает координацию движений рук под контролем глаз, воспитывает усидчивость, терпение, внимательность и старание.
Список литературы:
1. Безруких М.М. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений // Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) –М.: Издательский центр «Академия», 2002
2. Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи – М.: Просвещение, 2009
3. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников – СП-б.: Детство-Пресс, 2008
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ