Поцелуйко Нина Викторовна
Коломиец Оксана Леонидовна
Погорелова Ирина Сергеевна
Литорович Ольга Валериевна
воспитатели
МБДОУ детский сад 31
г. Киселевск Кемеровской обл.
Пальцы помогают говорить
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, действительность. Полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе. Формирование звукопроизношения и выразительной речи связано с развитием речевого дыхания, речевого слуха, с координированной работой органов артикуляционного аппарата и умением владеть голосом. У ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной ловкости и точности, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Также отмечаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук. Движения пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, когда развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляторной речью. Самые простые движения пальцев рук постепенно совершенствовались – из поколения в поколения люди выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Так развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие связной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Многие ученые (М.И. Кольцова, А.В. Антонова-Фомина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Н.И. Кузьмина и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. М. И. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершенствуется под влиянием импульсов рук, а точнее от пальцев. Тренировку пальцев уже можно начинать с 6-ти месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика. Проводится разминание и поглаживание в течении 2-3 минут. В десятимесячном возрасте проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, с хорошей достаточной амплитудой (катание деревянных шариков различного диаметра, конструирование из кубиков, перекладывание из одной кучки в другую пуговиц, карандашей, палочек). Используются потешки «Сорока-белобока», «Этот пальчик дедушка…», «Этот пальчик хочет спать…» и т.п. В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой руке, то на левой. Можно использовать упражнения: «Пальчики здороваются», «Человечек», «Слоненок», «Корни деревьев». Выполняя пальчиками различные движения, упражняя, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Работая с детьми с нарушениями и отклонениями в речевом развитии, используем различные упражнения, включая их и в занятия, и в утреннюю гимнастику, логоритмику.
Вот пример некоторых упражнений:
- Поднимание рук вверх, вперед, в стороны, на пояс, вытягивание рук вперед, левую руку к плечу, правую на голову;
- Ловля мяча двумя руками, одной рукой;
- Ловля мяча после удара по полу, по стене;
- Ловля мяча после нескольких ударов об пол, удары об пол левой, правой рукой с попеременным чередованием;
- Катание мяча по полу, с попаданием в заданную цель (ворота, кубик, и т.д.);
- Перебрасывание, перекатывание мяча с одной руки на другую;
- Застегивание и расстегивание пуговиц, пристегивание различных значков, заколок, плетение косичек, завязывание бантиков и т.д. (для этого мы сшили куклу, где дети с огромным удовольствием все это выполняют);
- Сжимание и разжимание кулачков с большей силой;
- Сильное сжимание одной руки другой;
- Поочередное соединение большого пальца и указательного, среднего, безымянного, мизинца;
- Ритмичное выполнение движения «ладонь-кулак-ладонь».
Также предлагаем детям такие задания: «Собери пирамидку из 5-ти колец, 10-ти колец», «Собери 4-5 кубиков в один большой кубик», «Собери одну матрешку из 5-6», и т.д.
Работаем с различными видами шнуровки, с мозаикой, счетными палочками (выкладывание узора, колодца, заборчика, геометрических форм и т.д.), бусинками (нанизывание с чередованием по цвету), растительным и природным материалом (горох, засушенные листья и цветы, пшено, рыбья чешуя, фасоль, и др.), оформляем панно, изготавливаем подарки.
Составили несколько комплексов пальчиковой гимнастики. Каждый комплекс разучиваем в течении недели.
Вот один из них:
Пальчики.
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
– Этот пальчик хочет спать.
– Этот пальчик — прыг в кровать!
– Этот пальчик прикорнул.
– Этот пальчик уж заснул.
– Встали пальчики. Ура!
– В садик нам идти пора.
Козочка.
Шел старик дорогою | идти пальчиками по столу |
Нашел козу безрогую. | показать пальчиками рога |
Давай, коза, попрыгаем, Ножками подрыгаем. | постучать пальчиками по столу
|
А коза бодается, | снова показать рога |
А старик ругается. | погрозить пальчиком |
Тесто
Тесто ручками помнем | сжимаем и разжимаем пальчики |
Сладкий тортик испечем | как будто мнем тесто |
Серединку смажем джемом | круговые движения ладошками по плоскости стола |
А верхушку сладким кремом И кокосовою крошкой Мы присыплем торт немножко | сыплем “крошку” пальчиками обеих рук
|
А потом заварим чай В гости друг-друга приглашай. |
Лошадка.
– Одной рукой я травку рву, выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками
– Другой рукой я тоже рву.
– Я травкой накормлю коня. вытянуть руки вперед
– Вот сколько пальцев у меня! и повернуть ладонями вверх
Замок.
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
– На двери висит замок.
– Кто его открыть бы мог?
– Постучали, на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
– Покрутили, не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
– Потянули тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
– И открыли! резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.
Даже если речь у ребенка развивается хорошо, все же надо позаботится о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи отстает, то надо обращать внимание на тренировку его пальцев – это потребует в день нескольких минут нашего времени. И чтобы добиться значительного улучшения состояния речи, мы должны помогать ребенку настойчиво, с любовью и верой в успех!