ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ МИНИ-МУЗЕЯ В ГРУППЕ

Полтавцева Валентина Николаевна
Новикова Ирина Витальевна
воспитатели
Базарова Наталия Анатольевна
учитель-логопед
МАОУ ОК «Лицей № 3» им. С. П. Угаровой ОДО Д/С «Теремок»
Г. Старый Оскол

Материал – участник Регионального очного практико-ориентированного семинара по познавательно-исследовательской деятельности в системе музейной педагогики«Путешествуем по всему миру» В рамках Всероссийского образовательного проекта «Вся страна – огромный дом»

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.

Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времён людям нравилось украшать своё жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несёт в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьём к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живёт только ценное, великое, идущее из глубины души. Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться абсолютно одинаковой. Народный мастер создаёт разные изделия. Это деревянные ложки, солонки, ковши с хохломской росписью, и резные хлебницы, и городецкие расписные блюда. Одной из основных задач, является создание условий, в которых ребенок смог бы максимально установить отношения с историей и культурой нашего народа.

И здесь на помощь нам приходит музейная педагогика.

Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей? Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений.

В музеях Санкт – Петербурга, Москвы созданы специальные отделы для работы с дошкольниками, где ознакомление с музейными экспонатами происходит во время игры, ведь никакой ребенок, даже самый интеллектуально развитый, не будет подолгу рассматривать великий шедевр, как это делают взрослые. В городских музеях нашего города, к сожалению, нет специального отдела для детей.

Рекламное сообщение  

В рамках изучения лексической темы «Народные игрушки» и, наблюдая интерес детей к творчеству народных мастеров, возникла идея создания мини-музея «Народные промыслы» в уголке художественно-эстетического развития. Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых предназначены экспонаты, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Цель создания мини-музея: формирование представлений о русском прикладном искусстве через ознакомление с народными промыслами России.

Задачи:

  • – знакомить детей с изделиями народных промыслов;
  • -развивать умение узнавать и различать дымковскую, филимоновскую, хохломскую, городецкую, гжельскую росписи;
  • -развивать интерес к народному творчеству, творческие способности через декоративно-прикладное искусство;
  • -развивать познавательную активность, зрительное восприятие, активизировать словарь по теме «Народное творчество»;
  • -формировать чувство сопричастности и уважения к культурному наследию своего народа.

Коллекция мини-музея располагается на полках стеллажа в группе. Экспонаты находятся в свободном доступе у детей на уровне досягаемости. Их можно посмотреть, потрогать. Они могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Ознакомление с произведениями народного творчества через организацию мини–музеев в условиях детского сада способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, пробуждает в детях первые представления о культуре страны, народа, способствует воспитанию патриотических чувств.

Народные промыслы дошли до нас с давних времён. Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друг.

Тема народной культуры – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Развивая познавательную активность воспитанников, для лучшего усвоения материала в нашей логопедической группе, мы изготавливаем лэпбуки, делаем презентации, различные наглядные выставки.

Мы знакомим детей с народной росписью: хохлома, городецкая, мезенская, гжель, с народной игрушкой: матрёшка, богородская, дымковская, филимоновская, керамическими изделиями, используя иллюстрации, изделия народных мастеров. Предлагаем в свободное время раскраски.

Невозможно не отметить красоту хохломской росписи, а рассматривая дымковские и филимоновские игрушки хочется улыбнуться. Теплотой и нежностью пропитано всё творчество народных мастеров.

Знакомство с изделиями народных мастеров помогают развивать речь у детей, воспитывают внимание и бережное отношение к окружающей среде. Именно через художественно-творческую деятельность идёт приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Старшим дошкольникам становятся близки и понятны работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки. Это позволяет нашим воспитанникам почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.

В процессе образовательной деятельности мы не забываем и о региональном компоненте – старооскольских игрушках и свистульках.

В непосредственно образовательной деятельности используем игровые приёмы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические, подвижные, народные игры.

Для организации НОД по декоративной лепке с детьми используем глину, солёное тесто и пластилин. Такой материал пластичен и дает ребенку возможность понять целостность формы предметов.

К нетрадиционным и интересным по форме занятиям в музейной педагогике можно отнести складывание пазлов на тему народной росписи, викторины, разгадывание ребусов.

Надеемся, что дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. У детей сформируется ценностное отношение к произведениям народного творчества, эмоциональный отклик к объектам культурного наследия нашей страны.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь