Особенности формирования навыка имитации у детей с расстройствами аутистического спектра

0
1302

Черноусова Наталия Валериевна
педагог-психолог
Никулина Людмила Александровна
учитель-дефектолог
Анопкина Елена Николаевна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС №28 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

 

Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

 

Аутизм представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира.

 На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA.

АВА‑терапия – это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения.

Рекламное сообщение     

 Один из важных блоков обучения связан с развитием навыка имитации. Имитация – это важный компонент процесса обучения у всех без исключения людей. Многие навыки мы приобретаем именно благодаря умению наблюдать за другими и сделать так же.

Повторяя роли других людей, ребенок становится более общительным, социальным и начинает демонстрировать новые навыки. Из этого можно сделать вывод, что имитация — основа обучения.

Главной задачей имитации является умение повторять новые, не знакомые движения и перенимать новые формы поведения. При обучении имитации важно не просто научить ребенка какому-либо простейшему движению, например, хлопать в ладоши, а научить его повторять любые движения, даже не в полной мере.

У детей с РАС этот навык не сформирован и требует специального обучения.

Эта форма обучения является самой трудной для детей с РАС, потому что требует концентрации внимания на другом человеке и его действиях.

Овладение навыкам имитации будет считаться успешным, когда ребенок на просьбу повторить за взрослым, сможет повторить совершенно новое и не знакомое ему движение или поведение.

Для занятий нужно выбирать места, где меньше отвлекающих стимулов, чтобы ребенок не отвлекался. При выполнении упражнений на имитацию ребенок должен располагаться напротив того, за кем он будет повторять.

Первый этап осознанной имитации, которую изучают дети — имитация простых действий с предметами. Сначала предлагаются наиболее привлекательные для ребенка предметы, используемые по прямому назначению, например: трясти погремушку или катать машинку, издавая звук “бррррр”.

При обучении имитации ребенку дается словесная инструкция “сделай так”. При правильном выполнении инструкции, ребенка нужно поощрять. Поощрения могут быть абсолютно разными: словесная похвала, рукопожатие, конфета, возможность поиграть во что-то и так далее. В случае если ребенок не повторяет действия, ему дается подсказка. Важно отметить, что подсказка дается сразу после предъявления инструкции, так как это способствует переносу контроля.

После имитации с предметами следует имитация с использованием крупной моторики, так как она труднее. Имитация движений тела требует от ребенка, чтобы он запоминал то, что он сделал, и потом смог повторить это движение. Мы начинаем с простых движений, например, хлопать в ладоши — то, что многие дети делают спонтанно. Кроме того, это действие производит шум и есть возможность наблюдать, как другой человек продолжает осуществлять это действие одновременно с ребенком.

Обычно легче даются движения, в результате которых появляется какой-либо звук, а тяжелее даются движения, которые ребенку сложно увидеть. Убедившись, что ребенок начинает делать успехи, можно усложнять задания. После того, как каждое из обучающих заданий было освоено, и ребёнок начал повторять все запланированные движения, когда они идут вперемешку друг с другом, можно предложить сделать совершенно новое движение (которое ребёнок еще не видел раньше). Если ребенок будет имитировать совершенно новые движения после моделирования – цель достигнута!

Также очень важно работать над имитацией по образцу. Она заключается в построении из конструктора каких-либо сооружений, которые ребенок должен повторить. Очень важно сохранять точное количество предметов и их расположение. Имитация должна быть точной по количеству предметов и их расположению.

            Выделяют следующие виды подсказок:

  • Физическая (полная/неполная) – помощь оказывается полный физическим контактом, чтобы направить действия ребенка, согласно необходимой цели и сопровождает его на протяжении всего действия.
  • Визуальная подсказка – включает в себя картинки, фото, рисунки, карточки с изображениями и так далее.
  • Жестовые подсказки – указание на правильный ответ рукой или кивание головой.
  • Моделирование – вид подсказки, который чаще всего используется при обучении имитации. Ребенку показывают своими движениями, что нужно сделать.
  • Вербальные подсказки – помощь оказывается с помощью словесных подсказок.

Имитация — это не просто механическое копирование. Для детей с аутизмом она является ключевым навыком, который нужен для социального, игрового и речевого развития. Во время обучения имитации дети также открывают для себя новые и приятные способы взаимодействия с другими людьми. Именно во время такого приятного общения дети учатся эффективнее всего.

 

 

Скачать (PDF, 1.4MB)

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь