Кинцель Валентина Николаевна
старший воспитатель
МБДОУ Детский сад 234 г.Уфа
Материал для второго этапа педагогического марафона
“Мир дошколят – мой мир”.
Материал первого этапа Кинцель В.Н – ЗДЕСЬ
Осеннее путешествие с Бабой Ягой
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для воспитанников старшей группы
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
- Закрепить в сознании детей признаки осени, сезонные изменения в природе путем экспериментирования (выяснить, почему лист желтеет и опадает).
- Развивать умения детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь.
- Воспитывать любовь к природе, формировать понимание того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать природу; воспитывать любознательность, путем решения проблемной ситуации.
Активизация словаря: летовавшие, хмурень, ревун, грязник, листопадник, полузимник, лупа, черешок, жилки, кромка, пробковый слой, хлорофилл.
Материал и оборудование: воздушный шар, карта с заданиями, сундук, корзина с яблоками, листья для опыта (зеленые, желтые), лупы, кусочки белой ткани, деревянные брусочки, изображение кленового листа, видеоматериал.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Социально – коммуникативное;
- Речевое развитие;
- Художественно – эстетическое развитие;
- Физическое развитие
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, практический– эксперименты
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: – Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть. Давайте познакомимся, меня зовут Валентина Николаевна. Я приехала из другого города, города Октябрьский и везла вам гостинцы, корзину с яблоками, но стоило мне отвернуться на минутку, как корзина исчезла. Ребята, а вы не видели ее?
Воспитанники: Нет
На экране появляется Баба Яга, держит корзину в руках и говорит:
«Ну, что касатики узнали меня? Да!!! Это я забрала вашу корзину с яблоками, хотите получить ее назад? Тогда выполните мои задания, которые я для вас приготовила, а находятся они в сундуке».
Воспитатель: Ребята, а где же этот сундук? (воспитатель вместе с детьми, визуально, ищут сундук с заданиями) Находят. Воспитатель открывает сундук из сундука вылетает воздушный шар с картой.
Воспитатель: А что это? Это карта, с заданиями от Бабы Яги. Если мы справимся со всеми заданиями, то она вернет нам корзину с яблоками.
Карта появляется на экране.
Первое задание воспитатель достает из сундука и читает загадку.
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она приготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима».
Воспитатель: Ребята, о каком времени года загадка? Правильно ребята, это осень. А кто догадался, о каком времени года мы с вами сегодня будем говорить?
Воспитанники: – Об осени.
Воспитатель: кто скажет, какое время года у нас сейчас? А кто назовёт признаки осени? (игра «Назови признаки осени»)
Давайте встанем в круг, будем передавать листок и называть признаки осени.
Я начну… Осенью, идет дождь (желтеют листья, опадают листья, становиться холодно, птицы улетают на юг, животные готовятся к зиме).
Молодцы ребята, все правильно. А вот и первое яблоко…
А вот и следующее задание (на экране появляются три картинки: ранняя осень, золотая, поздняя осень). Ребята, какое время года изображено на этих картинках?
Воспитанники: Осень
Воспитатель: А как вы догадались, что это осень, картинки то все разные.
Воспитанники: на первой картинке изображена ранняя осень, на второй золотая осень, на третьей поздняя.
Воспитатель: правильно, ребята. А кто назовет осенние месяцы?
Воспитанники: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Ребята, а кто знает как по – другому называют в народе эти месяцы? Тогда послушайте, как писатель Виталий Бианки описывает осенние месяцы.
1.Сентябрь – хмурень, ревун. Потому, что все чаще начитает хмурится небо в сентябре ветер принимается реветь. Подошел первый месяц осени: осень воздуха, осень леса. Начинает краснеть, желтеть лист на кустах и деревьях. Белка спешит насадить на сучки грибы, сушит себе впрок. Исчезают стрижи, потом ласточки, воздух пустеет, в большие стаи собираются летовавшие у нас перелетные птицы и отбывают в дальний путь. В лесу у зайчих появляются маленькие зайчатки, которых называют листопадничками.
Ребята, как же называют месяц сентябрь?
2.Октябрь – грязник или листопадник. Октябрь второй месяц осени, осень воды. Все чаще по утрам затягиваются лужи ледком, рыбы забиваются в ямы зимовать, прячутся ящерки, змеи, лягушки, пауки. Звери – кто переодеваются в теплые шубки, кто забивает себе кладовки в норках, кто готовит себе берлогу. Птицы – кому положено, улетели на юг.
А кто запомнил, как в народе называют месяц октябрь?
3.Ноябрь – полузимник. В ноябре то грязь, то снег, то снег, то грязь. Образуется лед на реках. Третий месяц осени – осень земли. Все растения останавливаются в росте.
Ребята, вы запомнили, как в народе называют осенние месяцы?
Воспитанники: хмурень, грязник, полузимник.
Воспитатель: Ребята, а как себя нужно вести в осеннем лесу? Можно ли разжигать костры? Почему? А животных можно из леса брать домой? Вот ежика, например… Почему? А кричать громко в лесу можно? Почему?
Какие вы молодцы, посмотрите у нас появилось еще одно яблоко.
Ребята, давайте немного подвигаемся.
Физминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Руки согнули,
Кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем,
Это птицы на юг летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад. (2 раза)
Куда же нас ведет третья стрелка… Что здесь изображено?
Воспитанники: падают листья с дерева
Воспитатель: а вы задумывались, почему листья желтеют и опадают?
Воспитанники: ответы детей
Воспитатель: а для того, чтобы это узнать, нам нужно внимательно рассмотреть строение листа, а поможет нам в этом увеличительный прибор – лупа.
Исследование №1 «Исследование строение листа с помощью лупы»
Давайте подойдем к столу и возьмем зеленый лист и лупу рассмотрим сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа, видите жилки – это тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Какая у вашего листа?
Воспитанники: Острая и округлая.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод детей: у листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листья питаются влагой.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
А почему же листья желтеют осенью?
Воспитанники: ответы детей
Воспитатель: Дело в том, что листья имеют зеленый цвет, благодаря зеленому веществу. Сейчас мы узнаем, что это за вещество.
Возьмите кусочек белой ткани, сложите его пополам и вложите в него зеленый лист, теперь сильно нажмите деревянным кубиком на лист. Что вы наблюдаете?
Воспитанники: На ткани появились зеленые пятна.
Воспитатель: Это зеленое вещество из листочка, называется хлорофилл, оно и окрашивает лист в зеленый цвет. Когда наступает осень, солнце светит, но не греет, это зеленое вещество – хлорофилл, постепенно уменьшается, пока не исчезнет совсем. Вот тогда лист и меняет свой цвет, он становится желтым или… Какого цвета бываю листья у деревьев осеню?
Воспитанники: желтые, красные, оранжевые, коричневые.
Исследование №3 «Почему опадают листья»
Воспитатель: А вы хотите узнать почему листья опадают? Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в основании черешка в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует легкий ветерок и листья опадают.
Вывод детей: осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Воспитатель: Давайте посмотрим, справились ли мы… (появляется яблоко)
А что же нам еще приготовила Баба Яга? Что изображено?
Воспитанники: Сундук
Воспитатель: Давайте – ка, я посмотрю, что там?
Воспитатель достает из сундука еще одно задание.
Ух, ты, какое сложное задание… Даже не знаю, сумеем ли мы справиться. Попробуем? Будьте очень внимательны, Баба Яга все овощи специально перепутала. Я буду медленно читать, а вы, как услышите название незнакомого овоща, сразу поднимайте руки. Постараемся отгадать какие овощи росли на грядках в огороде. Готовы?
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо огурбузы росли,
Помидыни, редисвекла, числук и репуста,
Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел
Стал уже осыпаться крыжовник
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Воспитатель: Ребята, на этих грядках не только овощи были, а кто заметил, что здесь лишнее? (арбуз, дыня, крыжовник). Вот молодцы!!! Баба Яга думала, что вы никогда не осилите такую трудную путаницу, а вы все назвали правильно. Я вами горжусь!!!
Появляется яблоко на карте.
Итог.
- О каком времени года мы с вами сегодня говорили?
- А какая бывает осень?
- Что вас сегодня удивило?
- Что было самым трудным?
- А кто запомнил, как называется зеленое вещество в листьях?
- А почему мы называем осень золотой?
- А какое задание Бабы Яги для вас было самым сложным?
На экране появляется Баба Яга и говорит: «Не ожидала я, что справитесь с моими заданиями. Молодцы, придется вернуть вам ваши яблоки, заслужили. Одно я себе оставлю, вдруг оно молодильное. Корзина ваша за дверью. Удачи, ребята.»
Воспитатель вносит корзину с яблоками. И отдает их детям.
Презентация к занятию