Арт–терапевтическая техника «Линии конфликта»

0
239

Швачко Елизавета Дмитриевна
педагог-психолог
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 6
г. Белгорода

 

 

Материал для второго этапа педагогического марафона
 «Мир дошколят — мой мир».

 Материал первого этапа Швачко Е.Д. – ЗДЕСЬ

 

АРТ–ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
«ЛИНИИ КОНФЛИКТА»

 

 

Предварительная работа

Оборудование:
Столы по числу участников.
Мягкие модули.
Мультимедийное оборудование.
Звуковоспроизводящая аппаратура.
Материалы: Клубок ниток. Бумага формата А4, фломастеры (или цветные карандаши, пастельные мелки), скотч, фольга, белая глина и цветной пластилин.

Используемые технологии.

  1. Ритуал приветствия. Упражнение представление «Клубок»

Цель. Создание атмосферы группового доверия и принятия.

Материалы: клубок ниток.

  1. Индивидуальная работа. Арт–терапевтическая техника «Линии конфликта»

Цель. Терапия отреагирования и «проработки» психотравмирующих переживаний, поиска ресурса.

  • Этап вербализации в Арт–терапевтической технике «Линии конфликта».
  • Интерпретации рисунков Арт–терапевтическая техника «Линии конфликта».
  • Заключительный этап арт–терапевтической техники.
  1. Игра «В котле с кипящей водой нет спокойного места!»

Цель. Активизировать участников тренинга через проявление физической активности

  1. Презентация с использованием мультимедийного оборудования.

Цель. Релаксация.

  1. Упражнение «Я умница, я молодец…»

Цель. Рефлексия изменений, осознание своих личностных ресурсов для реализации профессиональных и жизненных планов.

  1. Ритуал прощания. Упражнение «Водяные весы»

Цель. Подведение итогов работы.

 

Конспект занятия

Сложившаяся ситуация. По результатам анкетирования, проведенного среди педагогического состава ДОУ, была выявлена группа педагогов, испытывающих напряжение в практической педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность насыщена различными напряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования: большим объемом документооборота, личными конфликтными ситуациями в коллективе, невозможностью разрешения спорных ситуации в коллективе воспитанников, в отсутствии навыков работы с ПВЭМ, авторитарным стилем руководства администрации, стресс, связанный с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия и т.д.

Цель занятия: Снятие напряжения ситуации, связанных с профессиональной педагогической деятельностью.

Арт – терапевтическая техника «Линии конфликта»

После проведения предварительной работы с группой (объяснением ситуации), педагог – психолог приглашает участников группы расположиться на мягких модулях в кабинете. Участники группы садятся по кругу на мягкие модули. Проводится ритуал приветствия упражнение представление «Клубок».

Педагог – психолог, передавая одному из участников клубок ниток, оставляет себе конец клубка, представляется, называя свое имя, говорит, что он любит, о чем мечтает, при этом делает один оборот нитки вокруг руки.

  • Меня зовут …
  • Я люблю …
  • Я мечтаю о …

Педагог-психолог передает клубок ниток участнику группы.

Другой участник берет клубок, наматывает нитку на руку и продолжает дальше (называя свое имя, говорит, что он любит, о чем мечтает). Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывает нитка клубка. Клубок возвращается ведущему.

Педагог-психолог возвращает клубок по кругу назад, говоря пожелания, при этом нитка клубка разматывается с руки.

Я желаю вам доброты, счастья, одобряющих и спокойных отношений.

Педагог–психолог, размотав нитку с руки, передает клубок ниток участнику группы.

Участники группы, передавая клубок по кругу, говорят друг другу пожелания, разматывая нитку клубка с руки.

Клубок возвращается ведущему.

Педагог–психолог: А сейчас уважаемые коллеги я приглашаю вас порисовать и познакомиться так называемым символическим выражением в искусстве» (приглашает участников группы за столы для проведения техники «Линии конфликта»).

Педагог–психолог приглашает присутствующих присесть за столы, на которых разложены следующие материалы: бумага формата А4, фломастеры (или цветные карандаши, пастельные мелки), скотч, фольга, белая глина и цветной пластилин. Педагог-психолог дает группе следующую инструкцию:

– Постарайтесь воспроизвести субъективно значимую для вас конфликтную ситуацию как «разговор двух линий». Для этого сначала возьмите лист бумаги формата А4, поставьте на нем цифру 1, прикрепите к столу скотчем, чтобы лист не скользил в процессе работы. Выберите два фломастера (карандаша или мелка) разных цветов, условно обозначающих вас и вашего оппонента (противника, соперника). В рабочую руку возьмите фломастер того цвета, которым будет нарисована линия вашего поведения в конфликте. В нерабочую руку – фломастер, обозначающий поведение вашего условного оппонента. Изобразите динамику конфликтной ситуации с помощью линий, не отрывая фломастеров от бумаги. После завершения работы переверните лист и отложите его.

-На втором листе изобразите ту же конфликтную ситуацию, поменяв фломастеры в левой и правой руке местами. Таким образом, на втором рисунке рабочая рука рисует линии поведения оппонента в конфликте, а не рабочая рука – линии вашего собственного поведения (прежним цветом). Словом, первоначально выбранный цвет фломастеров сохраняется и на втором листе бумаге.

-Поразмышляйте о том, что вы видите на рисунках, и попробуйте составить рассказ «от лица» каждой линии, а затем какого – либо элемента: петли, закорючки, точки и др. О чем говорят нам получившиеся образы? Какой символический смысл они несут? Что нового сообщили вам линии о конфликтной ситуации и способах ее решения?

-Затем используя различные материалы (фольгу, пластилин, глину – по выбору), изобразите исход ситуации: создайте метафорические образы себя и оппонента в результате конфликтного противостояния».

По окончанию работы педагог–психолог приглашает всех сесть на мягкие модули. Участники садятся в круг и по желанию показывают свои рисунки, смоделированные образы.

Педагог–психолог задает следующие вопросы участникам:

  • Что вы чувствовали в процессе рисования и моделирования образов участников конфликта?
  • Что было особенно трудно?
  • Какие чувства вы испытывали?
  • Что чувствуете сейчас?
  • Какие открытия значимые вы сделали в процессе этой работы?
  • Какие можете сделать для себя выводы?
  • Прояснили ли для себя историю ситуации: как развивался конфликт и разрешился ли он?
  • Изменилось ли понимание причин и последствий конфликтной ситуации?
  • Как теперь видеться собственная роль и роль оппонента в инициировании конфликта?
  • Какой опыт удалось приобрести?

В завершении беседы педагог–психолог проводит обобщенную интерпретацию по результатам проведения арт–терапевтической техники, интерпретирует рисунки обращая внимание на характер линий и их расположение относительно друг друга, места соприкосновения, столкновения и расхождения линий, и выбранный цвет.

Педагог–психолог: А сейчас я предлагаю вам внести в свои работы желаемые изменения, трансформировать визуальные образы линии конфликта или поступить со своими рисунками так, как вам бы хотелось. Нередко возникает потребность символически «расправиться» с конфликтом: порвать, сжечь, смять рисунок.

Педагог–психолог предлагает участникам тренинга следующую игру: «В котле с кипящей водой нет спокойного места!» – так гласит китайская пословица. Когда вода кипит, то пузырьки заполняют все пространство котла.

Так же поступим и мы. Представьте, что комната – котел. А вы – пузырьки кипящей жидкости. Они все время находятся в движении и постоянно заполняют все пространство котла. В нем нет места без пузырьков.

Ваша задача, как только зазвучит музыка, двигаться в ее ритме по комнате, следя за партнерами и затем, чтобы в каждый момент времени все «пузырьки» равномерно занимали все пустые места.

Когда музыка замолкает – это сигнал немедленной остановки и совместной проверки того, заполнен ли наш котел, равномерно, или в нем есть лакуны, пустые пространства.

Педагог–психолог: немного отдохнем. Участники группы усаживаются поудобнее, идет просмотр презентации с релаксационным музыкальным произведением.

Педагог–психолог продолжает беседу с группой и дает следующую инструкцию: «Каждый из нас в определенное время выступает в определенной роли. Это роль матери, жены, сестры, дочери, профессионала и многое другое. Вспомните, какие роли есть у вас. В какой роли вы чувствуете, что вы умница и молодец? Теперь пусть каждый по кругу продолжит фразу «Я умница и молодец, как…». Постарайтесь назвать не менее трех своих ролей.

Рефлексия. Упражнение «Водяные весы»

Педагог–психолог: Уважаемые коллеги, перед вами три ведра и чашка с ручкой. Одно ведро наполнено водой, два других пустые. На одном из ведер красуется большой «+» (или улыбающаяся рожица) на другом ведре не менее заметный «-» (или грустная рожица).

Я предлагаю вам выполнить следующее задание. По одному участники семинара подходят к полному ведру, зачерпывают кружкой воду и высказывают свои соображения, впечатления о семинаре. Вслед за этим они переливают воду в одно из ведер, либо делят содержимое чашки между ведрами в пропорции, соответствующей высказанным оценкам.

Всем спасибо за активное участие. До свидания.

 Презентация к материалу

Комментарии к Арт – терапевтической техники «Линии конфликта».

Арт–терапевтическая техника (автор Л.Д. Лебедева) предназначена:

  1. для исследования субъективного восприятия конфликтной ситуации, эмоциональных состояний и поведения субъекта в конфликте;
  2. для терапии (отреагирования и «проработки» психотравмирующих переживаний, поиска ресурса); может применяться в контексте экстренной психологической помощи в конфликтной ситуации.

Подходит для индивидуальной работы и групповой арт–терапии в группе от 5 до 15 человек.

Арт–терапевтическое пространство включает в себя круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества.

По мнению известного американского арт – терапевта М. Бетенски (2002), линии – один из основных элементов символического выражения в искусстве, на ряду с формой и цветом. С ее помощью человек может отобразить свои переживания и внутренний мир.

Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах или сущности. Фактически они создают не только образ или картинку, сколько выражают свои эмоции и чувства. Большая роль в этом процесс сводиться к бессознательному. И только на этапе вербализации происходит осознание значимости линий.

Линия может символизировать жизненный путь в целом или определенный его этап.

В упражнении «Линии конфликта» участником предлагается рисовать одну и ту же ситуацию дважды. Основания для этого в следующем. Многие психологи и психотерапевты сходятся во мнении, что нерабочая рука ассоциируется с бессознательным. Поэтому когда человек рисует нерабочей (как правила, левой) рукой, он менее подвержен контролю со стороны сознания, а значит, более импульсивен, эмоционален, «правдив».

Среди арт–терапевтов сложилось мнение, что левая рука представляет внутренний мир, правая – внешний мир, реальность и жизненные цели человека. Словом правая рука ассоциируется с сознанием. Следовательно, меняя положение фломастеров на первом и втором рисунках, мы имеем возможность сравнить реальное (бессознательное) с желаемым (сознание).

Как пишет Н. Роджерс (1997). Если обратиться к символическим или метафорическим смыслам, содержащихся в собственных произведениях, возможно, получить интуитивное откровение, инсайт.

По сути, каждая линия на бумаге – «путь», опосредованный отпечаток, «след» роли каждого участника конфликта в истории события, правда, рассказанная только им одним из них. Рисуя за оппонента и за себя, автор отражает свое, субъективное видение происходящего (или произошедшего). Далее отстраняясь от рисунка, наблюдая за линиями, оставленными движением правой и левой рук одновременно, автор может получить более правдивую информацию, сравнить, что он видит, с тем как он думает о себе и своем оппоненте в конфликтной ситуации. Ведь, контролируя линию своего поведения во время рисунка рабочей рукой. Человек невольно ослабляет контроль, над движением своей проекции на рисунок линии от «лица оппонента».

Для чего задаются вопросы.

Очевидно, что назначение вопросов не только в том, чтобы услышать «протокол» реальных событий. Скорее это вопросы – подсказки для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные.

На данном этапе клиенту (ли группе) предлагается занять активную позицию, взять на себя ответственность, пытаясь понять природу своих внутренних переживаний, паттерны поведения, их роль в собственной жизни и во взаимоотношениях с другими людьми.

Важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

Интерпретации рисунков.

При интерпретации рисунков важно обратить внимание на характер линий и их расположение относительно друг друга, места соприкосновения, столкновения и расхождения, что является показателем взаимодействия, активности и расхождения, что является показателем взаимодействия, активности и пассивности участников конфликта.

К примеру, петляющие, многократно пересекающие линии указывают на запутанность ситуации, многочисленные попытки к разрешению конфликта. Такие линии особенно встречаются на рисунках внутрисемейных конфликтов (на одной территории).

Линии образующие «клубок», характерны для людей имеющих внутриличностный конфликт, и могут ассоциироваться с растерянностью, отсутствием порядка, хаосом мыслей и чувств. Это также может свидетельствовать о скрытой враждебности и отсутствии открытых столкновений. Возможно, автор запутался, обеспокоен, гармония его личности нарушена.

Ломаные линии с большим количеством острых углов могут быть показателем тревоги, возбуждения, напряжения. Если линии пересекаются и в местах пересечения образуют углы, это может расцениваться как показатель резких открытых столкновений.

Непересекающиеся симметричные и зеркально отражающие друг друга линии с большей долей вероятности означают, что человек не смог актуализировать или отрефлексировать конфликтную ситуацию, или свидетельствует о том, что фаза острого стресса пройдена, и эмоциональные проявления несколько ослабли.

Изображение внутриличностных конфликтов имеют свои особенности и заметно отличаются от рисунков межличностных конфликтов и композицией и особенность линий.

Использование различных материалов. Лист белой бумаги формата А4, фломастеры (или цветные карандаши, пастельные мелки), скотч, фольга, белая глина и цветной пластилин.

Каждый из перечисленных художественных материалов, имеет свои свойства, особенности и, следовательно, свои возможности. Пластилин – мягкий, пластичный материал, поэтому лепка не требует слишком больших усилий. К тому же он окрашен, что дает возможность продолжить работу над объемным изображением в тех же цветах, которые были выбраны для «линий конфликта». В итоге усиливается осознание и отреагирование психотравмирующих эмоций и чувств.

Глина, напротив, наиболее плотный, упругий природный материал, работа с ним сопровождается значительными затратами энергии. Еще одно преимущество глины – «бесцветность», что провоцирует свободные ассоциации. Образ белой глины инициирует проекции глубинных (вытесненных, скрытых) переживаний автора работы. В итоге субъективный опыт становиться доступным для восприятия и анализа. Как известно, проекция чувств на внешние объекты – путь к символизации и признанию этих чувств. Фантазии, изображенные на бумаге или выполнение в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы над образами из пластилина или глины снижается защита, которая присуща вербальной коммуникации. Как способ освобождения от внутреннего напряжения можно наблюдать разрушение уже сделанной скульптуры. Особенно часто это происходит, если в арт – терапевтической работе с конфликтами используется фольга. Это необычный материал, который не только хорошо моделируется и держит форму, но в то же время легко рвется, требует предельной осторожности. Иногда участники приписывают фольге свойство «сопротивляемости и непослушания».

Помимо этого фольга – блестящая, прозрачная и «ресурсная» в том смысле, что побуждает ранние детские воспоминания, возвращает за ресурсным опытом в детство. По завершению работы важно предложить каждому участнику ответить одним – двумя словами на вопрос: «Фольга для вас какой материал?» Ответ, с большей долей вероятности, может интерпретироваться как актуализированная характеристика – метафора самовосприятия (самоотношения).

Помимо рисунков цветных линий следует обратить внимание на скульптуры – метафоры образа «Я» и образа «противника». Как правило, они более информативны, зачастую реалистичнее, нежели слова, отражают историю противостояния.

Участникам предлагается внести в свои работы желаемые изменения, трансформировать визуальные образы или поступить со своими рисунками так, как им бы хотелось.

Нередко возникает потребность символически «расправиться» с конфликтом: порвать, сжечь, смять рисунок. Такое поведение может свидетельствовать об острой душевной боли, страдании или гневе. Иногда – о символическом признании автора самому себе, осознании собственной роли «инициатора конфликта», которая прежде сознательно или неосознанно вытеснялась, подменялась какой – либо формой психологической защиты. Принятие подобных откровений – ресурсный старт для личностного роста.

Арт-терапевтическая техника «Линии конфликта» в целом подходит для оперативной диагностики эмоционального состояния субъекта, выявления. «проработки» и отреагирования эмоций и чувств, в том числе подавляемых.

Литература.

Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. Михаил Кипнис.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь