ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
1237

Байдина Наталья Александровна
Будникова Алеся Валерьевна
Гикалова Алла Александровна
воспитатели
МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №12
города Шебекино Белгородской области»

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация для родителей

 

Пищевые приоритеты формируются в раннем детском возрасте. От взрослых во многом зависит, как и чем будут питаться дети. Поэтому самое время выстроить систему так, чтобы ребенок привык к рациональному и полезному питанию. Пример родителей для ребенка является показательным. Стоит уделить время на то, чтобы правильно организовать питание и сформировать привычку следования установленным правилам приема пищи.

Для того, чтобы все получилось, родителям самим следует усвоить несколько простых правил.

Организуя прием пищи ребенком:

  1. Избегаем принуждения. Дети по своей природной сути значительно ближе к естественному ощущению своих потребностей. Если малыш настоятельно отказывается, значит, его организму пища сейчас не нужна. Возможно, ему не требуется только определенный продукт из предлагаемого комплекса. Значит, данный компонент его организм сейчас принимать отказывается. Старайтесь избегать принуждения при приеме пищи. Не нужно откармливать ребенка, как рождественского гуся. Не поел сейчас, поест в следующий прием пищи. В период, когда ребенок болен, тем более не стоит настаивать, чтобы он поел. Обеспечьте питьевой режим. А возврат аппетита послужит сигналом начала выздоровления.
  2. Не навязываем тот или иной продукт насильно. Даже ласковые уговоры и просьбы попробовать вкусный кусочек ребенком воспринимаются как пищевое насилие.
  3. Не балуем пищей. Покушать вкусно – это удовольствие. Но основная функция еды – это средство поддержания жизни. Поэтому следует позаботиться, чтобы вкусное было одновременно и полезным. Большое количество сладостей или конфет только перебьют здоровый аппетит и приведут к нарушению обмена веществ.
  4. Не подгоняем малыша. Позвольте ему есть в том темпе, который удобен. Пусть дошкольник хорошо прожует кусочек, почувствует его вкус. Бывают ситуации, когда нужно куда-то поспешить. Даже здесь не стоит подгонять. Пусть лучше ребенок не доест, чем просто поглотает непрожеванные куски. Даже если не наелся в данной ситуации, для него это будет уроком – в следующий раз он уже чуть быстрее будет работать ложкой. Но неторопливый темп приема пищи должен быть усвоен на всю жизнь.
  5. Ничто не должно отвлекать. Выключаем телевизор, убираем телефон с компьютерной игрой. Любимую игрушку тоже убираем из поля зрения. Помним, что сейчас формируется привычка усваивать пищу с удовольствием, не отвлекаясь на развлечения. Впрочем, если происходит самопроизвольное отвлечение от процесса, значит, малыш не голоден. Действуем в соответствии с пунктом 1.
  6. Соблюдаем принцип разумности. Недопустимо употреблять в пищу только те продукты, что желательны ребенку. Печенья, тортики, варенье – это, по меньшей мере, бесполезная пища, хотя и наиболее желаемая. Принуждения в пище не должно быть. Но познакомить с пищевыми ограничениями нужно обязательно. Объясняем ребенку, почему мы не разрешаем то или иное безмерное употребление, рассказываем в доступной форме об аллергических реакциях, диатезах, ожирении. И дальше целенаправленно следуем установленным ограничениям во избежание ненужных проблем.
  7. Не беспокоимся и не беспокоим. Если постоянно дергать ребенка вопросами, хочет ли он есть и все ли он съел, у него будет формироваться нездоровое отношение к процессу насыщения. Нужно есть тогда, когда голоден. Пусть попросит сам, если проголодается. Более старшему дошкольнику можно сообщить, что еда на столе, пора обедать. Можно также сообщить условие, что если он не голоден, то ужин будет подан только через четыре часа. Пусть малыш учится оценивать свое состояние.
материалы в печатный сборник 

Эти простые правила помогут родителям целесообразно строить процесс. А ребенок при этом поймет, что правильное и регулярное питание поможет ему вырасти сильным и здоровым.

Любые ошибки в организации процесса приема пищи приведут в дальнейшем к проблемам со здоровьем – формированию предрасположенности к ожирению и инфекционным заболеваниям, анемии, острым расстройствам ЖКТ и т.п.

Кроме настроя в процессе питания, необходимо учесть еще ряд условий.

  • Сбалансированность питания. Для правильного роста организма в пище должны присутствовать белки, жиры и углеводы в правильных пропорциях. Обязательны комплексы витаминов и микроэлементов.
  • Здоровая система пищеварения, обеспечивающая своевременную переработку продуктов и усвоение их организмом растущего человека.
  • Рациональный подход к режиму питания и распределению калорийности пищи в соответствии с детскими потребностями в течение дня. Следует отметить, что организация питания в детском саду и система приготовления еды полностью отвечает этим условиям.

Рацион дошкольников должен быть разнообразным. Мясные и молочные продукты, овощи и фрукты, хлеб и крупы – все это обязательно для включения в рационы детей. Преобладание одних продуктов в ущерб другим повлечет нарушения в развитии детского организма.

Кроме качественного набора продуктов, следует позаботиться о том, чтобы приготовлением блюд занимались опытные повара. Вкусная еда, красиво поданная ребенку, гарантированно будет съедена с большим желанием.

В детском учреждении или дома необходимо спланировать четыре приема пищи. Лучше, если в трех из них будет горячее блюдо. Между приемами еды должно пройти не менее 3,5 часов, чтобы возникло желание поесть.

В ДОУ эти требования соблюдаются неукоснительно.

На завтрак дети получают кашу, сыр, масло, напиток, хлеб – всего примерно 300 г. Между завтраком и обедом дают сок или яблоко.

Обед является комплексным – суп, второе блюдо, овощной салат, хлеб, компот. Это самый большой прием пищи.

Полдник – это легкий перекус. Тут ребятам предлагают запеканку, кисломолочный продукт, молочный суп.

Ужинают, как правило, дети дома. Примерно за полтора часа до сна. Поэтому родителям стоит дать детям кашу или картофельное пюре, яйцо или овощи, сыр, цельнозерновой хлебец и сладкий чай. Можно подобрать полноценную замену с учетом предпочтения детей.

Дети ведут очень подвижный образ жизни. Поэтому питание у них должно быть довольно калорийным.

К сожалению, последние исследования показывают тенденцию к ухудшению здоровья подрастающего поколения. Одна из причин этого – нарушение культуры и структуры питания.

Родителям стоит регулярно знакомиться с меню, предлагаемым в ДОУ, с тем чтобы органично продолжить питание дома.

Подводя итоги, сформулируем несколько выводов:

  1. Детей следует кормить просто, вкусно и полезно.
  2. Процесс приема пищи должен проходить в приятной атмосфере с хорошим настроением.
  3. Дети имеют право на индивидуальные вкусовые предпочтения.
  4. Ребенку следует рассказывать об особенностях его здоровья.
  5. Все продукты хороши. Нужно просто уметь их вкусно приготовить.

Работа по формированию навыков правильного питания будет успешной только в том случае, если родители дома продолжат работу работников детского сада.

Литература:

  1. Меню для детского праздника Год издания: 2015 Издательство: Слог Язык:
  2. Детское питание. Правила, советы, рецепты Лагутина Т.В. Кулинария Воспитание детей Год издания: 2009 Издательство: Рипол Классик
  3. Энциклопедия детского питания от рождения до школы Калерия Ладодо, Лидия Дружинина Год издания: 2008 Издательство: Олма Медиа Групп Серия: Азбука матери

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь