Организация работы с детьми в летний оздоровительный период

0
3133

Зубрилина Виктория Леонидовна
Харланова Елена Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 40 «Золотая рыбка»
Старооскольского городского округа

 

 Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь» 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ  В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

 

Лето – самый благоприятный период для укрепления физического и психического здоровья и развития детей. Необходимо максимально использовать оздоравливающий и развивающий потенциал этого времени года. Пребывание на свежем воздухе, тесное общение с природой, получение множества впечатлений, разнообразная физическая активность дает ребенку мощный заряд энергии и положительных эмоций для успешного полноценного развития и укрепления иммунитета.

материалы в печатный сборник 

Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Воспитатели ДОУ учитывают то, что познавательная активность дошкольников развивается из необходимости получать новые впечатления. В летний период педагоги большое внимание уделяют ориентировочно – исследовательской деятельности, в процессе которой у детей формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. В рамках организации образовательной деятельности летом с детьми планируются наблюдения, труд в природе, целевые прогулки, проводятся познавательные беседы, организуются различные опыты.

Лето – любимое время года детворы и сложнейшее время года для воспитателей.

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Работа в летний период проводится через следующие формы организации детей:

  • специально организованная деятельность детей – занятия, экскурсии, развлечения, где дети получают новые знания, устанавливают причинно следственные связи;
  • совместная деятельность воспитателя и детей – беседы, разучивание стихов, тренинги, чтение художественной литературы, обыгрывание различных ситуаций, игры, в процессе которых закрепляются знания, полученные в процессе организованной деятельности.

Работа обязательно проводится в занимательной увлекательной форме, часто «используются» игровые персонажи, чтобы усвоение материала было более живым и лёгким. Использование игры позволяет дошкольникам становиться более самостоятельными и получать более глубокие знания.

Мы уже упоминали, что в летний оздоровительный период большое внимание уделяется организации ориентировочно – исследовательской деятельности. Почему? Потому, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить своё любопытство, найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?» «Зачем?» «Как?» «Что будет, если?»

Именно летом у ребёнка есть непосредственный контакт с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

В процессе экспериментальной деятельности у детей расширяются знания о живой и неживой природе. Экспериментирование неразрывно связано с наблюдениями, организованными воспитателями во время прогулок.

Прогулки помогают накопить у детей представления о различных явлениях природы, воспитывать в детях любознательность, наблюдательность. Прогулки помогают детям испытывать истинное наслаждение от общения с природой

Сейчас, к сожалению, забыта народная мудрость, о которой говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В процессе наблюдений за природой ребёнок учится получать незабываемые минуты духовного и физического здоровья. В процессе общения с ней дети осознают необходимость бережного отношения к природе, необходимость её сохранения как среды жизни, источника здоровья. Дошкольники также осваивают правила поведения в природе, на отдыхе, собирая ягоды, грибы, лекарственные растения, учатся быть хозяевами своего дома – планеты Земля.

В летний период воспитатели в обязательном порядке включают в свою работу с детьми ситуативные разговоры, беседы; повторение песен, разученных на музыкальных занятиях, организовывают литературный досуг, викторины, показы кукольного театра. Особое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр-драматизаций. В своей речи воспитатели употребляют скороговорки, пословицы, фразеологизмы, значение которых в обязательном порядке обсуждаются с детьми.

Летний период – хорошее время для привлечения детей к трудовой деятельности. Дети старшего возраста, например, с удовольствием помогают воспитателю в работе на участке, цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно-бытовому труду, организации совместных развлечений и других мероприятий. В ходе трудовой деятельности с детьми закрепляются знания о профессиях, разучиваются пословицы и поговорки о труде.

Активное участие принимают дошкольники и в социальной жизни общества. Наш детский сад регулярно во время летнего оздоровительного периода участвует муниципальном марафоне социально значимых акций. Совместно с детьми, их родителями проводятся мероприятия, «несущие обществу пользу, способствующие гармоничному развитию его индивидов, формированию сознательного гражданина и т.д.

Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения

Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, а также навыков безопасного поведения в природе.

Список литературы:

  1. Новицкая В.А., Римашевская Л. С., ХромцоваТ.Г. Правила поведения в природе для дошкольников. Методическое пособие. – М.: «Педагогическая литература», 2011.-128 с.р

2.Николаева, С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада / С. Н. Николаева. – М.: Новая школа, 1995.

3.Богородская, В. П. Организация воспитательно-образовательной работы в летний период /В. П. Богородская // Старший воспитатель. – 2013., № 5.

 

Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь