Гербарий в летней жизни старших дошкольников с ТНР

0
130

Белявцева Лилия Владимировна
Ахновская Любовь Николаевна
воспитатели
Неудачина Елена Алексеевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 22 «Улыбка»
Старооскольского городского округа

 

 Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь» 

 

ГЕРБАРИЙ В ЛЕТНЕЙ ЖИЗНИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР

 

Рекламное сообщение

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут. В дошкольном возрасте в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека, переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие заботиться обо всем, что нас окружает.

Лето – это прекрасный период для непосредственного общения дошкольников с природой. Ведь ничто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Поэтому важно, учить детей наблюдать за окружающей природой, исследовать, сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, – для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».

Растения, растущие на участках, территории детского сада представляют для дошкольников богатейший познавательный материал. Искусство составления гербариев – это увлекательная познавательная деятельность как для взрослых, так и для детей. Составление гербариев во время летних ежедневных прогулок в детском саду – это еще и одна из возможностей ознакомления старших дошкольников с ТНР с растительным миром родного края.

В процессе составления гербариев у старших дошкольников с ТНР развивается внимательность, память, умение сравнивать, находить общие признаки, объединять в группы, делать выводы и, конечно, в простой и непринужденной форме прививается интерес к ботанике и любовь к родной природе. Засушенные цветы и листья – это наглядный образец живой природы для ребенка. Ведь засушенный цветок можно рассмотреть особенно внимательно, погладить и даже ощутить легкий аромат, а это в свою очередь очень важно для детей с ОВЗ. Сбор ребенком растений для гербария и дальнейшие операции по засушке и систематизации — это еще и отличная возможность продуктивного общения детей и взрослых.

В зависимости от возраста и склонностей ребенка, создание гербария можно превратить в проект, арт-объект, творческую мастерскую или увлекательный квест. Засушенные растения – это и отличный материал для детского творчества. Из засушенных листьев, цветков, стебельков получаются прекрасные картины.

Летом дошкольникам открывается целый мир красочной, удивительной и разнообразной растительной природы. Нужно помочь ребенку заняться интересным делом – созданием гербария. Чтобы процесс наблюдения и сбора растительного материала для гербария был для дошкольника привлекательным можно рассказать о занимательных фактах, связанных с растением, о неожиданных способах его применения, легендах и преданиях о нем. Например,  «Почему индейцы называли подорожник «след белого человека?», «Какую траву на Руси называли «лекарством от 99 болезней?». Такой подход позволит дошкольнику гораздо лучше запоминать растения. Ребенку можно предложить самостоятельно провести исследование и выяснить название растения, сравнивая экземпляр с фотографией: это будет развивать наблюдательность, и прививать навыки работы со справочной литературой.

Поддерживая детский интерес к растительному миру, нужно вести дошкольников от знакомства с природой к её пониманию. Необходимо научить детей элементарным правилам сбора гербария:

  • -Нельзя собирать растения сразу после дождя.
  • -Не вырывать все подряд растение с корнем, брать только несколько листиков и цветков, чтобы не повредить все растение (лучше резать ножницами).
  • -Не срывать редкие растения, занесенные в Красную книгу.
  • -Не рвать больше, чем нужно.
  • -Собирать листья и цветы разного размера, чтобы при составлении цветочных композиций был выбор (маленькие, большие, раскрытый цветок, бутон).

Собирая растения для гербария  можно повторять названия растений, сравнивать форму листьев и цветов у разных экземпляров, находить сходства и различия, рассуждать о том, как растение приспособилось к месту произрастания, что помогает ему выжить и добыть необходимое количество влаги, как размножается, когда созревают семена и пр. Познавательная информация, которую ребенок может получить во время сбора растений для гербария, запомнится гораздо быстрее и надолго.

Гербарии могут мыть индивидуальные и групповые, оформленные в альбом или на ватмане, классифицированные по темам, например, «Листья деревьев и кустарников участка (детского сада)», «Растения клумб и цветников детского сада», «Лекарственные растения» и др. или в виде коллажа.

Важно, чтобы каждая летняя  прогулка в детском саду, каждое соприкосновение с природой, например, как искусство составления гербария, вызывала у ребенка чувство удивления, радости, удовлетворения и полного счастья!

 

Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь