ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

0
223

Игнатовская Валентина Евгеньевна
Тетюхина Мария Павловна
воспитатели
МДОУ «ЦРР-детский сад «Радуга»
п.Вейделевка Белгородской области»

Публикация в печатном сборнике
Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов
«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ-2024

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ТРУДОВОЙ ДЕСАНТ»

«Радость труда –могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное   чувство» В.А. Сухомлинский

Труд — это основа жизни человека, и сколько бы человек ни существовал на этой земле, благодаря труду он выживает в трудных условиях.

Считаем, что трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для детей. В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их к обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех этих учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но и помогают ребенку легче адаптироваться в социальном окружении.

Актуальность данной проблемы вызвана рядом причин.

  1. Снижение у детей интереса к труду.

Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. А ведь  если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, накрыть на стол, полить цветы), то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.

  1. Отсутствие у старших дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.
  2. Низкий уровень сформированной трудовой деятельности к концу дошкольного возраста.
  3. Бедность, узость и бессистемность знаний детей о труде взрослых.
материалы в печатный сборник 

Главная цель трудового воспитания заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к трудовой деятельности. В соответствии с ФОП – это одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений. Вот поэтому сейчас так активно решается вопрос ранней профориентации детей дошкольного возраста, которая ориентирована на ознакомление их с трудом взрослых.

Цель реализуется посредством следующих задач:

  • – развитие навыков самообслуживания;
  • – становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • – формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • – воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
  • – воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • – формирование умения ответственно относиться к порученному заданию;
  • – формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Трудовое воспитание в детском саду осуществляется через следующие виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной и художественный труд, труд в природе.

Хочется более подробно остановиться на последнем, так как он предоставляет большие возможности для организации познавательно-исследовательской деятельности.

На наш взгляд, именно она позволяет в процессе трудовой деятельности решить триаду действий: услышать, увидеть, сделать.

Для этого на территории ДОО создана прекрасная развивающая среда: детские огороды в виде соломенных контейнеров, теплица, где мы можем работать в любое время года, фазанарий «Дедушкин дворик», сельский дворик, поляна лекарственных трав, цветники, ягодник, фруктовый сад.

Здесь мы проводим познавательно-исследовательскую деятельность посредством использования технологии «Трудовой десант».

Трудовой десант «Дедушкин дворик»

Посещение «Дедушкиного дворика» – это общение с птицами: фазанами и павлинами, которое приносит детям массу положительных эмоций. Это и радость, и удивление, и трепет первых открытий. Благодаря наличию вольера, дети с малых лет учатся бережному отношению к миру птиц. Они помогают кормить птиц, приносят им воду и зерно, зимой в теплице выращивают для них зеленый лучок.

Трудовой десант «Теплица» играет важную роль в экологическом воспитании детей. Она является живой лабораторией, которая помогает детям расширить, обогатить и закрепить знания о растениях, в ней растущих, и особенностях их выращивания.

Стало очевидным, что работа не принесет желаемый результат, если мы не сможем подключить к ней родителей.

«Станет чище на планете, если ей помогут дети!» под таким девизом прошел у нас трудовой десант по уборке территории детского сада с участием родителей.

Дошкольный возраст – благоприятный период для расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высока.

Для организации  познавательно-исследовательской деятельности практикуем «Огород на стекле», где  на оконном стекле семена различных культур были помещены в прозрачные пакетики в разные среды. Дети опытным путем получили знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, что в разной среде одни и те же семена дают разные сроки всхожести. В черноземе семена взошли раньше и ростки получились крепче, нежели в песочной почве.  Эксперименты обязательно  записываем и зарисовываем в дневнике наблюдений. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.

Выращивая культурно-огородные растения на подоконнике, дети получили представление об этапах роста растений, у них сформировался опыт ухода за рассадой и, самое главное, увидели конечный результат.

В этом году мы с ребятами вырастили огород на подоконнике под названием «Зеленый поселок». Выбрали шаблоны домов и с любовью раскрасили их, а потом создали свой поселок. На лужайке возле каждого дома вырастили свой огород, прорастив семена пшеницы. Самое замечательное в этой идее, что у каждого ребенка была своя личная зона ответственности. Результат зависел не от усилия воспитателя или группы, а только от него самого.

Урожаем ребята поделились с нашими питомцами: фазанами и павлинами.

Практика работы доказала, что благодаря правильно организованной познавательно-исследовательской и трудовой деятельности наши воспитанники стали более наблюдательными, самостоятельными и трудолюбивыми. Мы смогли привить им любовь к природе, бережное отношение к ней, сформировать положительное отношение к труду.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь