Всероссийский постоянно действующий ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ конкурс педагогов ДОО «Методическая мозаика-2022г.»
Кремова Елена Владимировна,
Чернятина Галина Петровна,
Ахновская Светлана Михайловна
Воспитатели
МБДОУ ДС №61 «Семицветик», г.Старый Оскол
Тематический материал практической направленности
Организация познавательно-исследовательских проектов как средство развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения детьми дошкольного образования: ребенок проявляет инициативность, любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Современные тенденции и стремительные изменения в дошкольном образовании привели к необходимости искать более совершенные подходы в решении вопроса развития инициативы и самостоятельности дошкольников. Одной из наиболее перспективных в этом направлении технологий является проектная деятельность.
В основу опыта по развитию инициативы и самостоятельности дошкольников посредством познавательно — исследовательских проектов легли авторские пособия Н.Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»[2], Н.А. Виноградовой «Образовательные проекты в детском саду»[3], Н.Ю. Пахомовой «Проектное обучение – что это?»[6], Л.С.Киселевой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»[4].
Проектная деятельность учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей, что предусматривает ФГОС ДО.
Целью педагогической деятельности является развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников посредством реализации познавательно — исследовательских проектов.
В 1ходе 1педагогической деятельности 1воспитатель 1использовала проекты как 1активную 1форму организации 1образовательной деятельности с детьми дошкольного 1возраста. Внедрение проектной технологии было направлено на повышение интереса дошкольников к познавательно-исследовательской деятельности.
Автором опыта был разработан перспективно-тематический план образовательной деятельности с использованием технологии проектирования.
Работа над познавательно — исследовательскими проектами основывалась на совместной деятельности педагога, детей и родителей.
Совместная проектная деятельность способствовала изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний воспитатель превратился в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников.
Для успешной реализации проектов соблюдались следующие условия:
– учет интересов каждого ребенка;
– деятельность детей без принуждения;
– предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
– совместное со взрослым поэтапное достижение цели;
– тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
Развитию познавательного интереса, инициативы и самостоятельности у дошкольников способствовала созданная педагогами совместно с детьми и родителями развивающая предметно-пространственная среда.
Одним из элементов развивающей предметно-пространственной среды была экспериментальная лаборатория «Почемучка». Это база для специфической проектной и игровой деятельности детей. Лаборатория была предназначена для проведения опытов, экспериментов, наблюдений, знакомства с коллекциями природного материала, поэтому подразделялась на ряд функциональных зон, в которых были созданы условия для самостоятельного детского экспериментирования, опытнической и проектной деятельности.
С воспитанниками средней группы были реализованы следующие проекты: «Осень золотая», «Огород», «Домашние животные», «Что мы знаем о воде?», «Песок», «Мир природы».
Большой интерес у дошкольников вызывала экспериментальная деятельность (в рамках проекта): «Вода», «Воздух», «Камни» и т. д.
Организуя экспериментальную деятельность, педагог прежде всего:
– знакомила детей с алгоритмом проведения опыта, правилами безопасности;
– демонстрировала проведение опыта или проводила опыт вместе с ребенком;
– предоставляла возможность ребенку воспроизвести опыт самостоятельно (если это безопасно для его здоровья).
В ходе экспериментальной деятельности, совместно с педагогом, дошкольники проводили разные исследования (взвешивали, проверяли на звук, «тонут не тонут» и т.), проявляя осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений («Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?»). С помощью воспитателя делали выводы и умозаключения,высказывали простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремились достичь определенного результата («Если сделать так…, или так…»). За информацией обращались в детскую библиотеку, пользовались интернет ресурсом, читали (со взрослыми) художественную литературу, энциклопедии и другие издания. Совместно с родителями сделали книжки – малышки: «Сказки о воде», «Стихи», «Легенды о камнях» и др.
Реализуя проект, дошкольники посредством проведения опытов и анализа деятельности, овладевали представлениями о том или ином законе или явлении. Педагог давала возможность детям самостоятельно отбирать оборудование и материалы для проведения экспериментов и т.д.
Воспитатель контролировала деятельность детей на каждом этапе проекта, стимулировала проявление самостоятельности, поощряла инициативность в работе, помогала в формулировке выводов.
С дошкольниками старшего дошкольного возраста автором опыта были реализованы проекты: «Дары осени», «Все об осени», «Природа родного края», «Животные зимой», «Вода», «Цветы», «Птицы — синоптики».
В ходе реализации познавательно – исследовательского проекта «Природа родного края», дети старшей группы познакомились с разнообразием природы родного края, богатством ее недр. Данный проект объединил следующие формы работы:
– экскурсия в дендропарк (дети с интересом слушали рассказ педагога о растительном мире нашего региона, задавали вопросы, стремились самомтоятельно объяснить связь фактов, используя простое причинное рассуждение («Потому что…»), стремились к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, были инициаторами создания фотоальбома «Красная книга Староосколья»),
– познавательная прогулка по экологической тропе (тема «Что растет в нашем регионе?»),
– просмотр презентаций: «Растительный мир Староосколья», «Лекарственные растения», «Времена года», «Какие деревья можно увидеть в Старооскольском городском округе?» и т.д. ,
– составление гербариев: «Цветы», «С какого дерева лист?» и т.д.,
– оформление фотоальбомов и календарей: «Времена года», «Старик-годовик» и т.д.,
– чтение художественной литературы и энциклопедий: «Удивительные растения», «Тайны нашей природы», «Что? Зачем? Почему?», «От осени до лета», «Рассказы – загадки о природе» и т.д.
Учитывая интересы детей, желание заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью, воспитатель совместно с дошкольниками постоянно обновляла мини – стенд: «О чём хочу узнать?» (Как хочу узнать? Откуда могу узнать?). Здесь дети самостоятельно записывали, делали зарисовки интересующих объектов исследования.
Дети совместно с родителями приняли участие в конкурсе «Записки путешественника», который прошел в детском саду в рамках недели экологии.
В ходе данного проекта были организованы выставки: «Русское чудо», «Золотая осень». Дошкольники предлагали разные способы оформления выставки (в форме «Сказочной лесной поляны», «Деревенской избы»), совместно со взрослыми готовили выставочные экспонаты, делали пригласительные.
Необходимо отметить, что в ходе проектной деятельности дошкольники самостоятельно подбирали фотографии к фотовыставкам, самостоятельно и совместно с родителями и педагогом готовили экспонаты к выставкам прикладного творчества, проявляли инициативу в проведении опытов, экспериментов. В ходе проектной деятельности у детей развивалась логика, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, и каждое явление необходимо исследовать с разных сторон. Формировалась познавательная и творческая активность и самостоятельность.
С воспитанниками 6-7 лет автором опыта были разработаны и реализованы следующие познавательно-исследовательские проекты: «Огородники», «Осень», «От семечка до дерева», «Друзья птиц», «Красная книга родного края», «Планета Земля», «Лекарственные растения».
Примером развития инициативы и самостоятельности у детей подготовительной группы послужил долгосрочный проект «Планета Земля», который включил в себя ряд мероприятий, направленных на формирование бережного, созидательного отношения к миру, любви к родной планете Земля.
В рамках проекта были проведены занятия по познавательному развитию: «Путешествие в межпланетное пространство», «Экскурсия в планетарий», где дети узнали об истории освоения космоса, первых полётах космических кораблей, об их устройстве, о долгосрочных проектах исследования космоса. С воспитанниками были прочитаны и проанализированы рассказы («Как прекрасен этот мир», «Наша планета Земля»), стихотворения, загадки о космосе. Педагогом совместно с детьми были организованы и проведены игры: «Звездочет», «Цепочка слов» и т.д.
В совместной проектной деятельности развивался партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживалась детская инициатива. Организация проектной деятельности позволила автору опыта оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее дело.
Из вышесказанного следует, что в процессе работы над различными проектами, объединёнными общей идеей — познавательное развитие дошкольников, было создано образовательное пространство детского сада, которое было направлено на развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Таким образом, опыт работы показал, что развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательских проектов актуально и очень эффективно. Использование воспитателем метода проекта в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста позволило:
– ориентироваться на развитие инициативы и самостоятельности ребенка в образовательном пространстве детского сада;
– освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
– объединить усилия всех участников образовательных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
- Бутылкина, Л.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста/Л.Н. Бутылкина. – Минск: НИО, 2016. – 280 с.
- Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников/Н.Е. Вераксы- М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.-176с.
- Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду/Н.А. Виноградовой. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 140с.
- Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/Л.С. Киселёвой – М., 2018.-230с.
- Михайлова, З.А., Бабаева, Т.И., Кларина, Л.М., Серова, А.З Развитие познавательно — исследовательских умений у старших дошкольников/З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, А.З. Серова. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 140с.
- Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это?/Н.Ю. Пархомовой-СПБ.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.-98с.
- Сырова, И.А. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации/И.А. Сыровой М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.-176с.