Губанова Марина Владимировна
Жимонова Анастасия Сергеевна
Фелицына Владислава Олеговна
воспитатели
МБДОУ «ДС № 67 «Аистёнок»
Старооскольского городского округа
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
Волонтерское движение детей дошкольного возраста не может успешно осуществляться без приобщения их к реально функционирующим в обществе ценностям. Используемые диагностики позволят составить более полное и точное представление об интересах детей, их ценностных ориентациях, возможностях и желаниях, с целью установления уровня развития у детей старшего дошкольного возраста социально-значимых личностных качеств, можно применить диагностики:
- –методика Урунтаевой Г.А. «Незаконченный рассказ»;
- -опросник Щетининой А.М. «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей»;
- -методика Урунтаевой Г.А. «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»;
- – проективная методика Гавриловой Т.П. «Неоконченные рассказы»;
- – методика Абраменкова В.В. «Тропинка».
Для того, чтобы создать группу волонтерского движения, необходимо определить уровень сформированности социально – значимых личностных качеств детей – волонтеров, были выделены следующие задачи:
- – формирование позитивных установок на добровольческую деятельность;
- – формирование практических навыков участия в волонтерском движении;
- – воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией;
- – развитие коммуникативных навыков.
Следующие принципы:
- – добровольности;
- – партнерства и сотрудничества;
- – творчества и соавторства;
- – развития и самореализации;
- – создания ситуации успеха.
Организация волонтерства имеет три этапа:
- I этап – социально-психологическая подготовка волонтёров;
- II этап – развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий;
- III этап – определение перспектив дальнейшего развития волонтёрского движения.
Дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому задача первого этапа заключалась в обучении детей – волонтеров. Для тренировки эффективной коммуникации и развитии уверенности в себе, обучение осуществляла по двум направлениям:
1.информационно-познавательный (получение информации с последующим обсуждением).
- мотивационно-поведенческий (апробация способов желательных типов поведения).
Чтобы развивать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей можно использовать в работе игры, упражнения, тренинги («Как бы ты поступил?», «Тренинг эмоций», «Подарок на всех» и т. д.). Игровое моделирование проблемных ситуаций помогает принять детям правильное решение в жизненных поступках.
Чтобы команда действительно была сплоченная, необходимо проводить игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей, такие как: «Овации», «Снежный ком», «Передай свое настроение», «Как сказать, чтоб не обидеть» и др.
В процессе работы с детьми – волонтерами стараться создать такие условия, при которых повышалась бы социальная значимость их деятельности. Чтобы интерес у детей к волонтерской деятельности не угасал, использовать такие формы работы, как проектная деятельность, мастер-класс, участие в акциях.
Волонтерство – очень полезная и необходимая деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.