Организация детской познавательной деятельности в условиях летнего периода

0
1791

Фомина Наталья Дмитриевна
учитель-логопед
Сторожева Юлия Павловна
Михликова Лариса Сергеевна
воспитатели
МБДОУ ДС №22 «Улыбка»
Старооскольского городского округа

 

Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь» 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ПЕРИОДА

 

Пытливые исследователи окружающего мира это – современные дошкольники, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом. Прежде всего, это объясняется тем, что в дошкольном возрасте детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы.

Рекламное сообщение     

В познавательно-исследовательской деятельности для достижения успеха в условиях летнего периода необходимо:

  • Обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора), вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности;
  • Предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
  • Создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее данная деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?»

Организация познавательно-исследовательской деятельности идет по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. живая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, характерные особенности природно-климатических зон, взаимосвязь живой и неживой природы.
  2. неживая природа – почва, песок, глина, камни, воздух, вода. Три агрегатных состояния вещества (газообразное, жидкое, твердое); небесные тела.
  3. физические явления – магнетизм, звук, вес, электричество, тепловые явления, движение, инерция, давление, свет, цвет и др.
  4. рукотворный мир – предмет как таковой, материалы и их свойства, преобразование предметов.

В качестве объектов исследования выступают те предметы и явления, которые нас окружают. Стоит только внимательнее посмотреть вокруг и можно найти множество интереснейших объектов. Летом – вода, камни, глина и песок.

Например:

Прекрасный объект для наблюдений – это лужа, от нее мы всегда стараемся отогнать детей, но они настойчиво проявляют все больший интерес к ней. Понаблюдать можно за ее появлением, испарением воды, образованием волн, замерзанием, определить свойства воды, поискать водных обитателей.

Песок, которого так много на участках нашего детского учреждения. Можно окрасить его, перетерев с цветным мелом, а теперь с ним интересно играть. Интересны опыты по смешиванию воды с разными веществами. Предлагаем детям смешать воду с песком, солью, сахаром, кофе, шампунем, гречкой, фасолью, растительным маслом, соком, вареньем, краской. Дети хорошо знают, что вокруг нас есть воздух, но то, что в воздухе есть вода им не совсем понятно. Сначала предлагаем детям подумать, есть ли вода в воздухе. Проверить предположения детей.

Организуя познавательную деятельность, важно помнить о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, обычно не становятся активным достоянием ребенка. Большое влияние на поддержание познавательного интереса имеет тип взаимоотношений с детьми и стиль общения. Необходимо выстраивать взаимоотношения с воспитанниками, чтобы каждый из них чувствовал себя как полноценный партнер в условиях сотрудничества.

 

Список литературы:

  1. Ребёнок в мире поиска – О. В. Дыбина 2012г
  2. Неизведанное рядом – О. В. Дыбина. Н. П. Рахманова. 2011г
  3. Познавательно – речевое развитие –Л. В. Рыжова. 2015г

 

Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь