Организация детской деятельности в группе раннего возраста в режиме дня согласно ФГОС ДО

0
70

Консультация

«Организация детской деятельности в группе раннего возраста в режиме дня согласно ФГОС ДО»

Козлитина Марина Петровна

 

 

 

 

 

 

Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.

     Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас. Чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.                                            

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение с взрослым;
— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.                                                                                                             Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальная (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

        Наиболее доступный для детей вид деятельности – это игра, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Мы обращаемся к вопросам игры как средства воспитания и развития детей раннего возраста. Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет.

В игре бурно развивается воображение ребенка: он должен уметь видеть вместо палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков – стенку дома. Ребенок мыслит и творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения.

 Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.

Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.

В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с малышом,  которое    используется  для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи с ребёнком.

 В ходе ежедневных процедур, беседуя с ребенком,  педагог называет предметы и действия,  объясняет, спрашивает, отвечает на вопро­сы, рассказывает.  Все это способствует познавательно-речевому, нравственному развитию ребенка.

 В процессе умывания, одевания, приема пищи ма­лыш обучается различным действиям: берет мыло и намыливает руки, открывает кран, надевает колготки, застегивает и расстегивает застежки на одежде, обуви. Всё это проходит  с помощью  произведений устного народного творчества, игровых действий:                          

«Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошки,

По-нем-нож-ку,

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!»,

« Мы чисто умываемся, сухо вытираемся!», «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит», «Умоем куклу Катю», «Оденем куклу Катю на прогулку» и т. д.). Постепенно ребенок учится самостоятельно умывать­ся, одеваться и пр. Педагог  стараюсь привлекать детей в повседневные дела группы вместе с собой,  т.к.  следуя примеру взрослых, ребенок  приобретает социальные навыки.

         Организуя режимные моменты, воспитатель  создает до­брожелательную атмосферу сотрудничества. Учитываются  индивидуальные особенности каждого ребенка: не торопить медлительного ребенка, не предлагать непосиль­ные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам.

При организации завтрака, обеда  обращать внимание детей на то, как накрыты столы к завтраку, тем самым  отмечая заботу няни и повара о детях.

 В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд.

«Умница,  Машенька,     

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую» и др.      

         В процессе еды  контролирую  осанку детей, мотивирую,  чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако если аппетита у ребенка нет, и он отказывается от еды, я  не заставляю  кушать таких детей, т.к.  насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи.  Необходимо объяснить детям, как пользоваться столовыми приборами, салфеткой, как правильно есть ( наклоняться над тарелочкой, чтобы не испачкать ни себя ни накапать на стол, правильно держать ложку,  класть  пищу  в  рот  небольшими  кусочками  и  хорошо  ее  пережевывать), не торопиться, во время еды не разговаривать за столом и др.) Каждый раз отмечать успехи  отличившегося ребёнка («Молодец,  Максим, сегодня кушал аккуратно наклонялся над тарелочкой , не накапал на себя и на стол» и т. д.), т.к. пример одних детей положительно сказывается на остальных.

 

 Прежде чем отправиться на прогулку, нужно наводим порядок в группе: собирать   игрушки  и расставить  их по местам, убрать  пособия и материалы, которые использовались в оод.

Перед одеванием  напоминать  детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте  формируем  у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, совершенствуется  широкий круг образовательных задач:  название  одежды и ее назначение, название деталей одежды, одновременно идёт активизация словаря на тему «Одежда». Опять же используется  художественное слово:                                                                               

«Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку надевай»
  и все вместе одеваются  по порядку штанишки, кофточку и т.д.                                                                                                                      

   В зависимости от предыдущей образовательной деятельности и погодных условий – изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если до прогулки с детьми организовывалась образовательная деятельность, требующая больших умственных усилий, усидчивости, то на прогулке вначале провожу подвижные игры, пробежки, а затем переходим  к наблюдениям – за птицами, за транспортом, за игрой старших детей  и  т. д.                                                                                                             Перед уходом с прогулки, детям напомнить   о   сборе  выносного материала в корзину (машинки, мячи, лопаточки, ведёрки и т. д.).  Перед входом в детский сад, заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу,  мальчиков  пропускать девочек вперед. В раздевалке следим за процессом переодевания,  прививаем  детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Во время  подготовки ко сну обстановка должна  быть  спокойной, уравновешенной. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании  формировать  бережное отношение к вещам, аккуратность –  вешать  вещи на спинку стульчика. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну можно   опять же  использовать  народные потешки и приговорки.

«Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши», «Люли-люли,люленьки, прилетели гуленьки, стали гули ворковаить, наших деток усыплять» и др.

Подъём проводится   постепенно, по мере пробуждения детей, еще в кроватках проводится зарядка пробуждения

« Потягуни — потягушечки

(Тянемся пальчиками вверх как можно выше)

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся».

После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания,  воспитатель  и помощник воспитателя помогают  им при необходимости. (Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности.

Отдельно  обращать  внимание на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем, помощником воспитателя  и детьми группы.  Это формирует положительное отношение ребёнка к детскому саду  и даёт настрой  на следующее посещение.

Таким образом, для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режимные  моменты  выполнялись на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь