Организация детской деятельности в группе раннего возраста в режиме дня согласно ФГОС ДО

0
316

Консультация

«Организация детской деятельности в группе раннего возраста в режиме дня согласно ФГОС ДО»

Козлитина Марина Петровна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад 
общеразвивающего
вида «Рябинушка» с. Гостищево
Белгородской области 
Яковлевского района

Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.

     Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас. Чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.                                            

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение с взрослым;
— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.                                                                                                             Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальная (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

        Наиболее доступный для детей вид деятельности – это игра, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Мы обращаемся к вопросам игры как средства воспитания и развития детей раннего возраста. Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет.

В игре бурно развивается воображение ребенка: он должен уметь видеть вместо палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков – стенку дома. Ребенок мыслит и творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения.

Рекламное сообщение

 Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.

Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.

В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с малышом,  которое    используется  для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи с ребёнком.

 В ходе ежедневных процедур, беседуя с ребенком,  педагог называет предметы и действия,  объясняет, спрашивает, отвечает на вопро­сы, рассказывает.  Все это способствует познавательно-речевому, нравственному развитию ребенка.

 В процессе умывания, одевания, приема пищи ма­лыш обучается различным действиям: берет мыло и намыливает руки, открывает кран, надевает колготки, застегивает и расстегивает застежки на одежде, обуви. Всё это проходит  с помощью  произведений устного народного творчества, игровых действий:                          

«Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошки,

По-нем-нож-ку,

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!»,

« Мы чисто умываемся, сухо вытираемся!», «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит», «Умоем куклу Катю», «Оденем куклу Катю на прогулку» и т. д.). Постепенно ребенок учится самостоятельно умывать­ся, одеваться и пр. Педагог  стараюсь привлекать детей в повседневные дела группы вместе с собой,  т.к.  следуя примеру взрослых, ребенок  приобретает социальные навыки.

         Организуя режимные моменты, воспитатель  создает до­брожелательную атмосферу сотрудничества. Учитываются  индивидуальные особенности каждого ребенка: не торопить медлительного ребенка, не предлагать непосиль­ные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам.

При организации завтрака, обеда  обращать внимание детей на то, как накрыты столы к завтраку, тем самым  отмечая заботу няни и повара о детях.

 В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд.

«Умница,  Машенька,     

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую» и др.      

         В процессе еды  контролирую  осанку детей, мотивирую,  чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако если аппетита у ребенка нет, и он отказывается от еды, я  не заставляю  кушать таких детей, т.к.  насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи.  Необходимо объяснить детям, как пользоваться столовыми приборами, салфеткой, как правильно есть ( наклоняться над тарелочкой, чтобы не испачкать ни себя ни накапать на стол, правильно держать ложку,  класть  пищу  в  рот  небольшими  кусочками  и  хорошо  ее  пережевывать), не торопиться, во время еды не разговаривать за столом и др.) Каждый раз отмечать успехи  отличившегося ребёнка («Молодец,  Максим, сегодня кушал аккуратно наклонялся над тарелочкой , не накапал на себя и на стол» и т. д.), т.к. пример одних детей положительно сказывается на остальных.

 Прежде чем отправиться на прогулку, нужно наводим порядок в группе: собирать   игрушки  и расставить  их по местам, убрать  пособия и материалы, которые использовались в оод.

Перед одеванием  напоминать  детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте  формируем  у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, совершенствуется  широкий круг образовательных задач:  название  одежды и ее назначение, название деталей одежды, одновременно идёт активизация словаря на тему «Одежда». Опять же используется  художественное слово:                                                                               

«Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку надевай»
  и все вместе одеваются  по порядку штанишки, кофточку и т.д.                                                                                                                      

   В зависимости от предыдущей образовательной деятельности и погодных условий – изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если до прогулки с детьми организовывалась образовательная деятельность, требующая больших умственных усилий, усидчивости, то на прогулке вначале провожу подвижные игры, пробежки, а затем переходим  к наблюдениям – за птицами, за транспортом, за игрой старших детей  и  т. д.                                                                                                             Перед уходом с прогулки, детям напомнить   о   сборе  выносного материала в корзину (машинки, мячи, лопаточки, ведёрки и т. д.).  Перед входом в детский сад, заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу,  мальчиков  пропускать девочек вперед. В раздевалке следим за процессом переодевания,  прививаем  детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Во время  подготовки ко сну обстановка должна  быть  спокойной, уравновешенной. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании  формировать  бережное отношение к вещам, аккуратность –  вешать  вещи на спинку стульчика. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну можно   опять же  использовать  народные потешки и приговорки.

«Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши», «Люли-люли,люленьки, прилетели гуленьки, стали гули ворковаить, наших деток усыплять» и др.

Подъём проводится   постепенно, по мере пробуждения детей, еще в кроватках проводится зарядка пробуждения

« Потягуни — потягушечки

(Тянемся пальчиками вверх как можно выше)

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся».

После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания,  воспитатель  и помощник воспитателя помогают  им при необходимости. (Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности.

Отдельно  обращать  внимание на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем, помощником воспитателя  и детьми группы.  Это формирует положительное отношение ребёнка к детскому саду  и даёт настрой  на следующее посещение.

Таким образом, для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режимные  моменты  выполнялись на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь