О ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ  НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

0
748

Кривошеева Татьяна Александровна
Мортина Светлана Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
Город Старый Оскол

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

Формирование и развитие связной речи у детей с речевыми проблемами — одно из основных направлений в коррекционном обучении. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Наряду с другими образовательными технологиями для реализации образовательной области «Речевое развитие» возможно использование проектно-исследовательского метода, который является подготовительным этапом для дальнейшего использования в начальной школе. Участие в проектной деятельности делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом их саморазвития. В проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Отталкиваясь от детских интересов и возможностей, педагог расширяет их зону ближайшего развития, поддерживает при этом детскую самостоятельность, инициативу, творчество. Совместный сбор материалов, игры, наблюдения, конкурсы, эксперименты раскрывают творческие способности детей. Мы лишь направляем детей к поиску, приходим на помощь, если они сталкиваются с проблемами, поддерживаем их идеи, поддерживаем их познавательную и творческую активность.

Учитывая, актуальность  проблемы  развития речи и познавательно-творческой активности каждого ребенка, мы обратились к технологии проектной деятельности.  Свою работу с детьми мы представим по теме «Овощи». Вся деятельность была построена с учетом психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Первым этапом проекта было вовлечение детей в проблему. Познавательная активность детей в старшем дошкольном  возрасте очень высокая, каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Беседа является одним из самых действенных приемов развития речи дошкольников, формируются связные логические высказывания, оценочные суждения, активизируется словарь, так как педагог побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова, а вопросы самого педагога являются примером, и подталкивают детей к тому, чтобы они сами задавали вопросы. Чтобы вовлечь детей в проблему, в группе поднимались такие  вопросы: «Как пришли овощи на стол?», «Почему овощи полезные?», «Когда собирать урожай овощей?», «Что можно приготовить из овощей?».

Второй этап – сбор информации. На данном этапе главной целью было определить план действий и как добывать информацию. В нашей группе представлена модель сбора возможных вариантов информации. На начальном этапе разместили календарь наблюдений, где дети отмечали, что они узнали и из какого источника получили информацию. Из энциклопедии узнали о выращивании овощей из семян. За информацией  о семенах  обратились к бабушкам, и они помогли собрать коллекцию семян. Дети рассматривали и сравнивали семена овощей. С ними вместе нужно находить информацию путем игровых заданий, наблюдений. Важным аспектом было исследование овощей: рассматривание, сравнивание, определение формы, цвета, вкуса. Обогащению словаря по теме способствует отгадывание загадок, разучивание стихотворений, чтение художественной литературы.

Третий этап – практическая часть. Наблюдение в природе и экспериментирование способствует развитию познавательной инициативы. В нашей группе, реализован мини-проект «Посадка овощей», где дети самостоятельно занимались посадкой семян, выращиванием рассады, высадкой рассады в грунт. После, наблюдали за ростом и созреванием овощей в огороде.

материалы в печатный сборник 

Заключительный четвертый этап – это презентация проекта. В нашей группе она происходит в разных формах. В виде дидактических игр и игровых упражнений:  «Овощные витаминки», «Узнай на ощупь», «Волшебный мешочек», «Сбор урожая овощей», «Готовим салат и щи». А так же, мы провели мастер-класс с родителями «Речевые игры». В раздевалке оформляется выставка детских работ художественно-продуктивной деятельности.  Совместно с родителями организована мастерская «Чудесные превращения», где дети представили изделия, изготовленные из овощей. Приобретенные    знания дети продемонстрировали в  сюжетно-ролевых играх «Супермаркет», «Овощная ярмарка», на тематическом мероприятии  «В гостях у тетушки Тыквы».

В результате проведённой работы дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У детей пополнился словарный запас. Речь детей обогатилась эпитетами по теме проекта. Одной из форм презентации данного проекта являются рассказы детей. В помощь детям, которые затрудняются составить рассказ без опоры,  в группе размещается модель (мнемодорожка), чтобы каждый ребенок мог составить рассказ и представить его другим ребятам и своим родителям.

 

 

 

Скачать (PDF, 3.27MB)

 

 

 

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез. – 2014. – 112с.
  2. Левшина Н. И. Дошкольная педагогика «Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников», 2014г.
  3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Детство Пресс, 2014. – 128 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь