Шмоткина Анастасия Ивановна
учитель-логопед
Дятлова Татьяна Владимировна
Дорохина Светлана Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС № 15 «Дюймовочка»
Старооскольский городской округ
Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»
Секция 1 – Реализация регионального компонента через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».
название – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ МИНИ-МУЗЕЕВ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Музей боевой славы, созданный в городе, деревне, заводе, фабрике, институте, школе, садике – это память о миллионах наших граждан, отдавших жизнь и здоровье не только в период войны, но и до нее. Об этом надо знать… и помнить… и рассказывать своим детям.
Не следует думать, что вторая мировая война была последней на нашей планете. То, что происходит сейчас, многие называют началом третьей мировой, только пока еще не вступившей в активную фазу. Вчера пылал Египет, Ирак, и Иран; сегодня наносят артиллерийские и минометные удары по Украине и Сектору Газа, а завтра война может прийти в твой дом. Надо быть готовым к этому, и не только иметь необходимое количество техники, но и крепкий дух и волю, чтобы выстоять и уничтожить врага, по-другому – ПАТРИОТИЗМ, находящийся в сердце и душе твоём и твоего ребенка.
У музеев есть большие возможности для решения задач патриотического воспитания детей. Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В ней за короткое время, отведённое на проведение экскурсии, каждый может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть прошлое и день сегодняшний, сопоставить, сравнить события разных времён, познакомится с подлинными документами, увидеть экспонаты, дающие наглядную информацию о трудовых и ратных подвигах предшествующих поколений. Ежегодно в канун празднования Дня Победы в дошкольном учреждении выставляются экспозиции на тему Великой Отечественной войны. Посещая их, дети знакомятся с боевыми подвигами нашего народа в годы войны.
Музей боевой славы – это только малая часть программы по воспитанию в маленьких жителях страны патриотизма. Следует понимать, что он нужен не тем, кто погиб тогда, а тем, кто выжил, кто родился после войны – нашим детям.
Патриотическое воспитание посредством музеев Боевой славы, является новой формой познания окружающей действительности, которое можно выразить словами: «подойди, потрогай, постарайся «войти» в ту историческую эпоху и понять, какими они были, люди, жившие в то время…». Немаловажным средством патриотического воспитания служит непосредственная деятельность детей, поэтому, в современном мире всё больше и больше создаётся основ для того, чтобы дети принимали активное, самостоятельное участие в оформлении музеев, участвовали в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. Все это, зажигает в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории своей семьи и большой Родины. Дети старшего возраста с помощью родителей готовят выступление о героическом прошлом своих прадедов.
Посетив музей Великой Отечественной войны, ребенок может наглядно ознакомиться с образцами военной техники того трудного, тяжелого, а под час и невыносимого периода (кстати, дети любят ходить в военные музеи именно из-за них). А также сможет оценить подвиг, совершенный его дедом или прадедом. И не суть важно, в какой музей боевой славы вы придете, будь это самый большой или крохотный, созданный в дошкольном учреждении, его значение от этого не меняется.
Очень важно, чтобы детям было дорого все, что создано их отцами и дедами. И хотя многие впечатления еще не осознаны глубоко, но, пропущенные через детское, ещё неиспорченное восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Действительно, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над народной памятью. Дошкольники, да и молодежь в целом, в настоящее время мало знают о подвигах героев Великой Отечественной войны. Возникает постоянная необходимость приблизить немеркнущие подвиги народа, примеры гражданского долга к сознанию, чувствам ребят, укрепить живую связь времен и поколений. Исследовательские проекты помогают узнавать много нового о героях нашего края. В группе реализовывали проект, посвящённый празднованию «Дня Победы» – «Никто не забыт, ничто не забыто». В рамках этого проекта родители вместе с детьми подготовили фотовыставку «Мои героические предки», дети рассказали о подвигах своих прадедов, и узнали о том, как был освобождён Старый Оскол, итогом проекта стал праздник, посвященный Дню Победы. В ходе реализации проекта «Их именами названы улицы» дети узнали о героическом подвиге Калачева В.Н.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодёжь надо бороться, не жалея сил. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим бездушных, невежд и наркоманов, – значит своими руками погубим наше государство, своё будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можем быть уверенными в становлении и развитии стабильного общества. В этом заключается подход каждого педагога в деле воспитания молодёжи.
Список литературы:
- Баграмян И. Х. Боевая слава; Издательство ДОСААФ СССР – Москва, 1981.
- Некрасов Борис Гранитная летопись. Памятники боевой славы в Ленинграде; Лениздат – Л., 1971.
- Героико-патриотическое воспитание в дошкольном учреждении: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Детские музеи в России и за рубежом / Н. Г. Макарова — Таман, Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич. — М., 2001.