Нравственно-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Данилова Елена Николаевна
воспитатель
Ползикова Анна Алексеевна
воспитатель
Тихонова Вероника Викторовна
старший воспитатель
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол Белгородская обл.

Нравственно-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

«Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине,
его человеческое достоинство —
силой его патриотизма»
Н. Г. Чернышевский

Патриотизм – это социальное чувство, характеризующееся привязанностью к родной земле, народу, его традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у детей дошкольного возраста чувства долга перед Родиной и готовности к ее защите.

Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения всегда занимало значимое место в социальном заказе. В современном мире оно приобрело еще большую актуальность. Процитирую президента РФ В.В. Путина: «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, а прежде идентичность всего, служить обществу и стране».

Дошкольный возраст – это самый благоприятный период для развития таких качеств, как патриотизм. Ведь дети в таком возрасте наиболее восприимчивы, эмоциональны, готовы к сопереживанию. Именно в дошкольном возрасте идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно более плодотворно проводить воспитательную работу. Целью работы по патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально – нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Для особых детей контакт с окружающим миром ограничен, поэтому процесс их реинтеграции затруднен. В тоже время этот процесс существенно зависит от норм, принятых в социальной среде ребенка, и требований, предъявляемых к нему этой средой. Именно эти нормы и требования являются залогом развития личности ребенка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья с трудом усваивают новое, их представления о предметах, чувствах и мотивах своего и чужого поведения неточны и неполны, их познавательная активность снижена, речь и мышление нарушены.

Для воспитания патриотизма у детей с особыми возможностями здоровья, у которых ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень психофизического развития, не сформирована эмоционально-волевая, мотивационная сфера и высшие психические функции, затруднены осознание себя, окружающего мира, социальная адаптация, необходимо создание особых педагогических условий.

материалы в печатный сборник 

Данное направление работы для такой категории детей является крайне сложным. Это связано с особенностями восприятия детей с ОВЗ, а также многоаспектностью и абстрактностью самого понятия «патриотизм».

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, их способность усваивать что-либо новое, удерживать это в своей памяти заставляют искать новые формы, варианты работы по патриотическому воспитанию.

Такая работа имеет ряд особенностей.

Во-первых, всю деятельность по патриотическому воспитанию с включением регионального компонента необходимо строить на тесном взаимодействии с родителями воспитанников, родителей со своими детьми и всеми воспитанниками группы: анкетирование, выполнение творческих работ, викторины и развлечения, создание развивающей среды.

Во-вторых, материалы должны быть представлены от частного к общему (дом, улица, город, республика, страна), от самого знакомого и привычного для детей с проблемами в развитии к самому далекому, словом, абстрактно.

В-третьих, обязательным условием всей работы является учет основного вида деятельности детей дошкольного возраста-игровой деятельности.

В-четвертых, необходимо создавать условия для формирования умений и навыков исследовательской деятельности.

В-пятых, необходимо помнить, что для детей с ОВЗ очень важно, чтобы результаты их труда были заметны (видимы и ощутимы).

Успех патриотического воспитания детей-инвалидов во многом зависит от атмосферы, царящей в их родительской семье и доме.

Любовь ребенка дошкольного возраста к Родине начинается с его отношения к близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Знакомство с историей своей семьи вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, обращает их внимание на прошлые воспоминания и собственные исторические корни. Взаимодействие с родителями поэтому вопросу способствует воспитанию бережного отношения к традициям и сохранению вертикальных связей семьи.

Следует учитывать, что патриотизму детей дошкольного возраста формируется через эмоциональное восприятие окружающей действительности и восхищение городом и страной, в которых они живут. Такие чувства не возникают сами по себе. Они являются результатом систематического и целенаправленного воздействия на ребенка в течение длительного времени. Воспитание ребенка происходит от момента к моменту на уроках, мероприятиях, праздниках, в игре и повседневной жизни. Кроме того, очень важной частью нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ является ознакомление с историческим, культурным, национальным, географическим, природными экологическим своеобразием города.

Еще одним важным условием патриотического воспитания детей-инвалидов является приобщение к трудовой деятельности. Знакомство детей с трудом взрослых способствует формированию положительного отношения к труду, уважения к людям разных профессий, желания помогать взрослым и работать самостоятельно. Как писал Жюль Верн: «…Те, кто с детства знает, что труд – это закон жизни, кто с малых лет понимает, что хлеб можно получить только в поте лица своего, могут достичь великих свершений».

Подводя итог, можно сказать, что патриотическое воспитание помогает каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья понять свое место в жизни, познакомиться с различными ценностными представлениями, сформировать собственный взгляд на жизнь, узнать о прошлом и настоящем своей страны, своего города и своей семьи.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь