Морева Екатерина Александровна
Курченко Наталья Александровна
воспитатели
Кусик Юлия Семёновна
учитель-логопед
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Старооскольский городской округ
Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»
Проблемы потенциальных возможностей и удовлетворения разносторонних потребностей в познании, общении, трудовой деятельности и творчестве детей с ограниченными возможностями имеют большую социальную значимость. Цель коррекционно-педагогического обучения -создание необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья, развития, обучения и максимально возможной социализации детей с нарушениями интеллекта с учетом их индивидуальных способностей и ресурсов, для успешной интеграции в общество.
Перспектива использования информационных источников в специальной педагогике направлена на разработку адекватных возможностям детей технологий, методов и организационных форм воспитания и обучения, которые соответствуют задачам развития личности ребенка в современных условиях. Целесообразность внедрения «новых» информационных технологий в коррекционно-педагогический процесс доказана исследователями (Малофеевым Н.Н., Кукушкиной О.И., Китик Е.Е., Зеленской Ю.Б. и др.), ими показаны преимущества развития информационных технологий и широкие возможности их применения.
Обоснована важность и необходимость дополнения традиционных средств обучения современными технологиями доступа к различным информационным источникам. Использование информационных технологий не является сегодня инновацией, но внедрение данной технологии в определенные целевые интегративные модели и системы представляет собой инновационный подход, который в нашем случае вносит качественные изменения в практику коррекционно-педагогического процесса с детьми с ограниченными возможностями и основывается на следующих принципах:
- Гуманизация системы межличностных отношений специалист – ребенок.
- Медико-психолого-педагогическая целесообразность.
- Принцип дифференциации и индивидуального подхода.
- Принцип междисциплинарного взаимодействия специалистов.
- Принцип мультимедийности.
- Принцип интерактивности.
Информационные технологии являются активным педагогическим средством формирования личностно-ориентированных адресных моделей работы с детьми с ограниченными возможностями, когда осознание значимости компьютерных технологий идет через собственную деятельность ребенка, и в этом процессе формируется его эмоциональная сфера, коммуникативные навыки, регулируется система отношений детей друг с другом, что повышает значимость и полезность деятельности, способствует принятию детьми необходимых норм и правил поведения в обществе. Поэтому основной целью использования современных информационных технологий обучения является: интенсификация коррекционно-педагогического процесса обучения и совершенствование форм и методов организации учебного процесса для детей с ограниченными возможностями.
Исследователи в области применения информационных технологий в образовательном процессе указывают на формирование познавательной мотивации и положительное их влияние на увеличение интереса детей (Никишина Т.А., Захарова И.Г., Кукушкина О.И., Лизунова Л.А., Могилева В.Н. и др.) поскольку создаются условия для:
- – максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей каждого ребенка;
- – формирования навыков и норм поведения, способствующих успешной социализации;
- – широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения коррекционно-педагогических занятий;
- – раскрытия творческого потенциала у детей.
Одной из основных задач коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ является формирование мотивации к речевому общению, а специализированные коммуникативные технологии позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования компьютерной среды.
Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес как игровая деятельность, способствует формированию познавательной мотивации (Лизунова Л.Р.), что используется специалистами в коррекционно-педагогическом процессе. Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием информационной технологии является игровая ситуация. С помощью игровой ситуации:
- – устанавливается доброжелательная комфортная система взаимоотношений тех, кто общается; – успешнее транслируется наглядный речевой материал; – эффективнее приобретаются речевые умения и навыки;
- – интенсивнее развивается активность детей и самостоятельность общения.
Кроме того, желание активизировать и разнообразить учебную деятельность детей, сделать занятия еще более интересными и познавательными, выводит специалиста на процесс создания новых заданий для игр, игровых ситуаций, упражнений в процессе коррекционно-педагогических занятий с использованием информационных технологий.
Педагог сам может разрабатывать свои программы, учебно-методический материал в электронном виде, используя программы MS Excel, Power Point, которые позволяют обеспечивать компьютерную поддержку различных видов деятельности. Речевой материал каждого слайда отбирается с учетом речевых конструкций, необходимых ребенку для общения. Он должен отвечать потребностям ребенка, предоставлять возможности использования упрощенной модели речевого общения (даже невербальной формы общения). Наглядность мультимедийной презентации содержится в текстовом и иллюстрированном материале, стимулирует коммуникативные способности, детскую фантазию и творческое воображение. При использовании компьютерных программ словесная инструкция подкрепляется не просто демонстрацией изображения, а наглядным примером выполнения задания: включением анимации, синтезом и воспроизводством звука и видео, движением картинки, буквы, слова; предусматривается повтор инструкции в зависимости от различных действий ребенка.
Существование достаточного количества компьютерных игр, программ-конструкторов, игр-раскрасок, дает возможность в доступной игровой форме осваивать сенсорные эталоны, демонстрируя ребенку его ошибки и исправляя их. Организация коррекционных занятий с использованием электронных и информационных ресурсов с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы) сопровождается презентацией (преподнесением) речевого материала, вызывает интерес и положительные эмоциональные переживания у детей.
Такая информация легче переносится в долговременную память. Для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, применяются ресурсы с визуальной информацией (фотографии, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, объектов живой и неживой природы). Эти технологии дают возможность переключить аудио-восприятие на визуальное, что привлекает внимание ребенка, обеспечивает его активность при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов и явлений. В процессе обучения формируются способы зрительного восприятия, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Таким образом, информационные технологии позволяют: – создать необходимые условия для эффективной коррекционно-педагогической деятельности с использованием активных форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- – оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, используя дифференцированные и индивидуальные формы работы;
- – повысить мотивацию ребенка к обучению;
- – повысить качество процесса развития речевых навыков и коммуникативных моделей общения;
- – создать условия для его максимально возможной социализации, освоения им окружающей действительности;
- – структурировать и моделировать программный материал с использованием игровых ситуаций.