ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ, МАЛОЙ РОДИНЕ И ОТЕЧЕСТВЕ

0
1127

          Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»

Нездоровина Татьяна Викторовна

Толоконникова Марина Владимировна

воспитатели

МБДОУ ДС №37 «Соловушка»

Старооскольского городского округа

       ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ, МАЛОЙ РОДИНЕ И ОТЕЧЕСТВЕ

Рекламное сообщение     

      В настоящее время в связи с реализацией ФГОС ДО [4], главное значение приобрёл вопрос всестороннего развития личности. При этом наибольшее внимание уделяется социально-коммуникативному развитию детей, как важному процессу приобщения человека к окружающему социальному миру; в ходе которого происходит формирование основных качеств личности, позволяющих успешно адаптироваться в любой социальной группе. Одной из важнейших задач психолого-педагогической работы по познавательному развитию является формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Проблема воспитания гражданина, обладающего национальным самосознанием (представлениями о родной стране, чувством принадлежности к ней), является в последнее время одной из самых обсуждаемых и изучаемых проблем педагогической науки и практики.

     Развитие ребёнка – ключевая задача современного образования. Не является лишней в развитии роль педагогов, так как они, в основном, воспитатели. В тоже время именно на развитие, по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [3], направлено воспитание.

    Важнейшим средством развития является деятельность, но это не только деятельность педагога – профессионального воспитателя, это также деятельность самого ребёнка: игровая, познавательная, творческая [4].

    Сегодня, когда идёт поиск новых форм, методов и приёмов, особым образом выделяется технология проектного обучения, достаточно эффективное явление. Данная технология в силу некоторой своей универсальности может использоваться как в тесной связи с уже указанными видами деятельности, так и быть относительно независимой формой активности.

     Технологию проектного обучения активно используют во всех направлениях развития ребёнка: социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом, физическим педагоги всех уровней образования [4]. В силу известных современных реалий особую актуальность приобретает патриотическое направление развития, в дошкольном возрасте могущее быть представленным как формирование представлений дошкольников о семье, малой родине и Отечестве.

     В то же время не совсем понятно, как осуществляется организация проектного обучения дошкольников, каковы психологические основы данной технологии. Несмотря на кажущуюся очевидность педагогической сущности технологии проектного обучения, недостаточно ясна она как средство развития и воспитания. Отсутствует система патриотического воспитания дошкольников как формирования представлений о семье, малой родине и Отечестве посредством технологии проектного обучения.

     На основе изучения литературы было решено, что технология проектного обучения есть не что иное, как совместная деятельность взрослых и детей, носящая субъект-субъект-объектный, целенаправленный и поэтапный характер. Другими словами, и взрослые, и дети являются активными субъектами образовательной деятельности и почти равноправными по своей субъектности. Дошкольники способны пусть частично, с помощью педагогов осознать ситуацию и поставить образовательную цель, выбрать сферу и объект целенаправленной деятельности, предложить свои пути достижения цели, вплоть до этапов [1,3]. Это отличает проектное обучение от игровой деятельности, где многое условно и от познавательной, где предмет деятельности находится за пределами детского сознания.

     Нами была предпринята подобная попытка. Для более ясного и чёткого понимания ситуации авторы обобщаемого опыта обратились к наблюдениям на основе диагностической технологии М. Ю. Новицкой и др. [2].

    Было выявлено, что не все дошкольники – только 39 % – 10 человек имели чёткие представления о своей семье, только 23% детей – о своём родном городе и крае, 12% (3 человека) – о своём Отечестве. Именно для обеспечения положительной динамики в процессе формирования представлений о семье, малой родине и об Отечестве у детей 4-7 лет была выбрана технология проектного обучения.

     Были изучены различные подходы к составу технологии проектного обучения и на их основе приняли для использования структуру проекта, образно называемую «пять П»: проблема, поиск информации, планирование, продукт, презентация. Взяли за основу деятельности названные элементы как этапы работы над проектом, осознали сами и помогли детям и родителям осознать, что главное – это результат как предметный, так и образовательный. Осуществлено же это было на основе положения, что продукт проектного обучения должен быть культурно значимым, а для ребенка-дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным. Вся работа представляла собой долгосрочный проект «Наша родина – Россия», предусмотренный на три года: от средней группы до подготовительной. Данный проект, в свою очередь, включил в себя под проекты: «Моя семья» (средняя группа), «Моя малая родина» (старшая группа), «Наше Отечество – Россия». Было разработано долгосрочное планирование, где мероприятия были расписаны по вышеуказанным элементам проектов. Использовались как традиционные формы проведения мероприятий (конкурсы детского творчества), так и инновационные (фестивали, квест-игра, волонтерство и др.).

    Итоговая диагностика развития у детей знаний о малой родине и Отечестве, показала положительную динамику. Показатели сформированности представлений у дошкольников повысились: о своей семье с 39% до 100%, о малой родине с 23% до 96%, об Отечестве с 12% до 96%.

     Эффективность использования технологии проектного обучения как части системно-деятельностного подхода у детей 4-7 лет подтвердилась.

Список литературы:

  1. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 64 с.
  2. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе. М.: Дрофа, 2010. – 160 с.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Издательство «Омега-Л», 2014. – 135 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. // Электронный ресурс. Режим доступа: http:// http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь