Особенности использования нетрадиционных видов ИЗО в детском саду

0
1919

 

Слово «творческий» употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой».

Творческое мышление и творческая деятельность являются особенностью человека. Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Без этого качества нашего поведения развитие человечества и человеческого общества было бы немыслимо. Все, что нас окружает, связано с творческим мышлением и деятельностью людей: орудия труда и машины, дома; предметы быта; телевидение и радио, часы и телефон, холодильник и автомобиль. Но и общественная и даже частная жизнь людей исторически основываются на творческих достижениях. Это совершенно справедливо и для сегодняшнего, и для будущего развития общественной жизни.

Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Цель работы: формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изодеятельности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

·Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изодеятельности.

материалы в печатный сборник 

·Сформировать у детей технические навыки рисования.

·Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные художественные техники.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

К нетрадиционным техникам рисования относятся:

·тычок жесткой полусухой кистью,

·рисование пальчиками,

·рисование ладошкой,

·оттиск пробкой,

·оттиск печатками из картофеля,

·обрывание бумаги,

·скатывание бумаги,

·оттиск поролоном,

·оттиск пенопластом,

·оттиск печатками из ластика,

·оттиск смятой бумагой,

·восковые мелки + акварель, свеча + акварель,

·печать по трафарету,

·монотипия предметная,

·«знакомая форма — новый образ»,

·черно-белый граттаж (грунтованный лист),

·кляксография обычная,

·кляксография с трубочкой,

·кляксография с ниточкой,

·набрызг,

·отпечатки листьев,

·тиснение,

·акварельные мелки,

·тычкование,

·цветной граттаж,

·монотипия пейзажная.

Использование нетрадиционных техник рисования

Новизна – приобщение детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественное творчество»

Главное – создание и систематическое обогащение художественно-эстетической развивающей среды.

Доступность – работа по программе И.А.Лыковой и разработка комплекса занятий по нетрадиционной технике рисования по материалам вариативных, дополнительных, альтернативных для успешного развития детской личности.

Результативность – сформировать у детей интегративные качества:

– овладевший необходимыми умениями и навыками;

– овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

– способный решать интеллектуальные и личностные задачи(проблемы) адекватные возрасту;

– любознательный, активный.

Работая в детском саду, наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась штудировать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. В настоящее время использую новые и довольно интересные программы и педтехнологии, стараясь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Основная программа, по которой я работаю – это новая авторская программа И.А.Лыковой «Цветные ладошки». Она стала открытием и опорой в дальнейшей моей работе.

В программе представлен новый подход к художественно – творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Всё в ней оригинально и увлекательно как для детей, так и для меня – преподавателя. Ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Все занятия по программе И.А. Лыковой не просто содержательны, но и увлекательны тем, что содержат очень много занятий с использованием нетрадиционных техник: например, рисование по мокрому, рисование ватными палочками, рисование пальчиками, рисование нитками, рисование песком, рисование щёткой или расческой, аранжировки из цветов и плодов (цветочные вазы и корзинки).

Занятия продуманы так, что в итоге получаются работы, которые могут использоваться в оформлении детского сада.

Большое внимание в своей деятельности я уделяю обучению детей рисованию с использованием нетрадиционных техник. Это интересно и увлекательно!

На занятиях изодеятельности рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности – художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

– коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

– развивает уверенность в своих силах;

– развивает пространственное мышление;

– учит детей свободно выражать свой замысел;

– развивает мелкую моторику рук.

В своей работе использую игры на развитие творческой активности:

1. Наверно многие замечали, что если прольётся на стол несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки, поэтому в моей коллекции появилась игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов.

2. Игровое упражнение «Простые рисунки”.

Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. При их создании не нужно закладывать никакого определенного значения.

Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.

3. В дидактической игре «Рисование нитками» развивается мелкая моторика рук, воображение, фантазия.

4. Необычные рельефные рисунки получаются способом «Тиснения». Рисовать этим способом очень легко. Все наверно помнят, как в детстве подкладывали копейки под лист и рисовали карандашом, получалась копия копейки. Мы подкладываем лист гофрированного картона и рисуем всё что хочется.

5. В дидактических играх «Создай картину» и «Угадай картину» учимся различать виды живописи: натюрморт, пейзаж и портрет.

Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинаю с младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:

·рисование пальчиками, ладошками

·рисование тычками из поролона, ватными палочками

·печатание листьями

В средней группе добавляется:

·Рисование свечой

В старшей группе нетрадиционные техники:

·Кляксография с трубочкой

·Монотипия

·Набрызг

·Восковые мелки + акварель

·Оттиск смятой бумагой

·Рисование поролоном

·Гравюра

·Оттиск пробкой, поролона, пенопласта

В подготовительной группе добавляется:

·Тиснение

·Тычок жесткой полусухой кистью

·Рисование по сырому

·Черно-белый граттаж

·Кляксография с ниткой

·Батик

·Рисование солью

·Расчёсывание краски

·Двойное примакивание кисти

На занятиях использую также тематическую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными.

Всё это помогает мне всесторонне развивать личность ребёнка, учить его выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.

При моем появлении в любой из групп первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: “Что мы будем сегодня рисовать и чем?”

Те знания и умения, которые дети получают в детском саду, позволяет им без особых затруднений выполнять в школе задания по рисованию

1. Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Задачи:

·приобщение детей к миру искусства

·развитие творческого потенциала в изобразительной деятельности.

·вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

·учить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.

·побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

2. Особенности организации художественно-творческой деятельности:

интеграции образовательных областей: «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», Художественное творчество».

– непосредственная образовательная деятельность;

– самостоятельная деятельность детей;

– взаимодействие с семьёй детей;

– привлечение средств художественной литературы.

Формы и методы работы:

театрализация;

– рассматривание картин и книжных иллюстраций;

– оформление выставок;

-чтение и обсуждение художественных произведений;

– игра дидактическая;

– продуктивная деятельность;

Результативность Работа с использованием нетрадиционных техник рисования показывает положительную динамику, которая проявляется в продуктивной деятельности детей. Постоянно проходят выставки детских работ для родителей. Принимаем участие в районных и областных конкурсах.

Винникова Наталья Ивановна    воспитатель МБДОУ  “Песчанский детский сад “Аленушка” Старооскольского городского округа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь