Малахова Наталья Николаевна
воспитатель
МБДОУ детский сад №22 «Улыбка»
Старооскольский городской округ
Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь»
НЕТРАДИЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Сухомлинский В. А.
Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. Летом появляется больше времени, которое можно посвятить творчеству детей. Важно организовать жизнь дошкольников так, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, можно попробовать нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации.
Летом продолжается работа с детьми по формированию конструкторских способностей. Ребятам предлагаются настольные строительные наборы, конструкторы, игры – головоломки, дидактические пособия, строительство из песка, игры с водой, ветром, работа с природным и бросовым материалом.
Основное внимание уделяется организации строительству из песка. В процессе данной работы развиваются творческие, исследовательские конструкторские способности ребят, воображение, эстетический вкус. Организуя работу, педагог сам включается в строительство, показывая приёмы работы с различными материалами, помогают развивать сюжет игры. Используются методы, способствующие изобретательности, творчеству, воображению («Что нужно сделать, чтобы мишка поместился в домике?», «Как из горки сделать мост для машин?» и т.п.). Экспериментируя с песком и водой, дети познают их качество, а также в процессе игры с песком и водой формируются у ребят навыки общения.
Лето – пора цветов. Детей учат правильно и вовремя срезать цветы для букетов, украшать ими группу.
Летний период хорош для развития творческих способностей, для этих целей хорошо использовать нетрадиционные техники и способы изображения.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками,
- оттиск печатками из картофеля,
- рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки и акварель, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, волшебные веревочки, свеча и акварель.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком, мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, печать по трафарету, отпечатки листьев, кляксография обычная, пластилинография.
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее.
Также используются нетрадиционные техники аппликации.
Аппликация бывает: предметной (состоит из отдельных изображений, таких, как лист, ветка, дерево, цветок, животное или птица, человек; сюжетной (отображаются какие-либо события); декоративной (включает узоры, которыми можно украсить какие-либо предметы). Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, образное мышление, творческие способности.
А нетрадиционные техники лепки – самое любимое занятие всех дошколят. Это и тестопластика – лепка из соленого теста, и пластилиновая графика – раскрашивание пластилином, и пластилиновая мозаика – заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками.
Для лепки в детском саду используются мягкие пластические материалы – глина, цветной пластилин, а также соленое тесто. Каждый из перечисленных материалов обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при создании детских творческих работ.
Нетрадиционная техника – создание пластилиновых картин (процарапывание, отпечатки с поверхности, пластилиновый налеп (барельеф), рисование пластилином, работа с шаблоном и т.д.
Лето – благодатная пора для развития творческих способностей детей, обогащения их чувств и впечатлений. Если детям интересно в саду, если они за лето многое узнают и многому научатся, то и педагоги испытают чувство гордости и удовлетворения от своей работы.
Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ