Необычное использование обычных предметов в социально-коммуникативном развитии дошкольников

0
1646

Филинова Галина Викторовна
Балаева Елена Алексеевна
воспитатели
МДОУ-детский сад № 9,
г. Котово Волгоградской области

Материал участников  Второго межрегионального Фестиваля мастер-классов среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений «Творческой мысли каскад» – 2022 год

Мастер-класс для педагогов

  • Цель: познакомить педагогов ДОУ с игровыми способами, направленными на социально-коммуникативное развитие дошкольников.
  • Время: 45 минут
  • Участники: воспитатели ДОУ.

Организационный момент.

Воспитатель-мастер:

Социально-коммуникативное развитие дошкольников выступает одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. На сегодняшний день данная тема актуальна, так как часто наблюдаются проблемы в воспитании, дефицит сформированности нравственных качеств, отсутствие речевой культуры, неумение или нежеланно общаться друг с другом. А формируются все эти качества в дошкольном возрасте.

В детском саду всегда найдутся прищепки, клубки цветной пряжи, ленточки, бусы, крупы (гречка, рис и т.д.) и многое другое. Возникает вопрос, что с ними делать? Какое отношение они имеют к развитию коммуникативных навыков, социализации? Это и есть необычное использование обычных предметов. Все очень просто: наша фантазия может подсказать массу интересных игр. С некоторыми из них мы вас и познакомим, а может даже и  смастерим.

материалы в печатный сборник 

Ребенок не уверен в себе или чего-то боится? Предлагаем игру для поддержки. Берем клубок цветных ниток и предлагаем дошкольнику наматывать нитку на клубок, проговаривая, какой он смелый, храбрый, ловкий и т.д. То же мы делаем, например, с прищепками: создаем «волшебный цветок», где каждый лепесток (прищепка) положительное качество ребенка.

Обычная газета поможет справиться,  например,  с агрессией. Сначала помнем её, затем разорвем и выбросим мелкие кусочки в мусорное ведро. Кстати, газета может использоваться не только для снятия агрессии, но и для игр-забав, например: « Футпресс» (достань подарок ногой)

В каждой группе найдутся одноразовые стаканчики и коктейльные трубочки вот такой необычный театр мы изготовили.

Пластиковую бутылку легко превратить в дыхательный тренажер.

Для сплочения детского коллектива нам используем веревку, вот как мы играем (играют педагоги).

Чтобы уменьшить проявления негативных эмоциональных состояний у детей в связи с недостатком солнца и частых простуд, мы изготовили «бутылочки спокойствия». С их помощью вы переключите внимание воспитанника, который расплакался или проявляет нежелательное поведение, заинтересуете ребенка с ОВЗ, успокоите тревожного ребенка. Представляем игры «Ты – мне, я – тебе». Предложите детям сесть напротив друг друга и катать бутылочку друг другу, как мяч. Для детей раннего возраста ограничьтесь этой задачей. Для детей старше трех лет комбинируйте ее с речевыми играми по типу «съедобное-несъедобное», «я знаю пять имен мальчиков».

«Найди предмет»: попросите ребенка найти определенный предмет в бутылочке, то есть сделать так, чтобы его было видно. Чтобы выполнить задачу, ребенок будет трясти, крутить и переворачивать бутылочку до тех пор, пока предмет не станет заметен.

Используйте картинки из старых журналов и пособий, чтобы развивать у детей речь, фантазию и произвольное запоминание. Задания с ними научат воспитанников классификации и основам грамотности. Вырежьте картинки и укрепите их скотчем или приклейте на картон. Дайте картинки детям с определенным заданием – например, попросите разделить их на группы по какому-либо признаку, придумать цельную историю о нескольких изображениях, найти предметы, которые начинаются на букву «а», найти и обвести заданную букву.

Игры со старой скатертью или куском ткани научат детей сотрудничать.

Поиграйте с детьми в игру «Страх, я тебя знаю». Назначьте одного из детей «букой». Этому ребенку можно сделать импровизированный костюм: завернуть в шаль, надеть несколько шапок, маску. Накройте невысокий столик скатертью или тканью. Попросите «буку» забраться под стол, чтобы его не было видно. Скажите другим детям, что под столом «бука» и попросите их – тех, кто решится – засунуть руку под стол и прикоснуться к нему. Тогда «бука» должен вылезти из-под стола, чтобы детям стало видно, что это не что-то страшное, а знакомый ребенок. Роль «буки» могут исполнять все желающие по очереди.

Учить детей сотрудничать и оптимизировать их эмоциональное состояние поможет игра «Плот».
Воспитатель: «Мы с вами попали на необитаемый остров. Там мы срывали с деревьев фрукты, подружились с обезьянками и попугаями, купались в море. Но потом нам захотелось домой. Мы сделали из стволов деревьев плот». Расстелите ткань на полу. Скажите: «Сейчас я хлопну в ладоши, а вы все становитесь на плот. С плота падать нельзя – акула съест. Готовы?» Хлопните в ладоши и подождите, когда дети забегут на плот: «Умницы! А теперь все станет посложнее. Деревьев было не так уж много. Плот получился поменьше». Подогните треть ткани: «Попробуете поместиться на таком плоту?» Хлопните в ладоши и подождите, пока дети забегут на плот: «Вот это да! Но вообще-то некоторые из деревьев сломались. Плот был во-о-от такой». Сложите ткань вдвое – и далее складывайте ткань и уменьшайте ее площадь. Можете ввести правила: «стоять» с помощью хотя бы одной руки или обнимать тех, кто не влез на плот, чтобы их не съела акула. Обязательно хвалите детей.

Практическая часть. Сейчас мы используем большое количество  одноразовых перчаток, давайте вместе с вами смастерим Инопланетянина.

Заключительная часть. И таких игр с обычными предметами мы придумываем огромное количество. Важно: когда мы провели ту или иную игру, обязательно проговаривать с детьми какие чувства они переживают, какое настроение, что понравилось или нет, какие сложности были, т.е. проводим рефлексивный круг.

Все зависит от нас, от нашего желания фантазировать и придумывать новые необычные игры с обычными предметами. В завершение хочется сказать, что помимо социализации, коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта мы развиваем восприятие, внимание, память, мышление, творческое воображение, мелкую моторику.

 

 

Просим прокомментировать материал – через комментарии внизу страницы, чрез размещение ссылки в соцсетях.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь