НЕОБХОДИМОСТЬ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

0
717

Самойлова Валентина Витальевна
учитель-логопед
Шмоткина Анастасия Ивановна
учитель-логопед
Бадгудинова Венера Разяповна
воспитатель
МБДОУ ДС № 15 «Дюймовочка»

Все чаще общество задумывается о важности гендерного воспитания. Воспитание ребенка – дело сложное и хлопотное. Специалисты предлагают учитывать нюансы детской психологии. Ребенок к трем годам начинает осознавать свою половую принадлежность, видеть отличия от других.

В детский сад ходит примерно одинаковое количество девочек и мальчиков. И нам – педагогам видно, как сказывается воспитание ребенка в семье на его гендерном развитии. Родители на подсознательном уровне желают воспитать девочку женственной, а мальчика мужественным. Кстати, нередко мальчики любят играть с куклами, а девочки возиться с машинками и строить гараж. Это считается нормальным и не стоит запрещать детям играть, если это им нравится. Суть в другом – детям необходимо осознавать свою половую принадлежность и научиться различать роли, которые отводятся в жизни женщинам и мужчинам. Родители закладывают основы поведения и именно от них зависит успешное гендерное воспитание детей. На полноценное развитие личности ребенка зависит взаимоотношение родителей друг с другом. А на семью в целом накладывает отпечаток моральные ценности, нравственные нормы, социум и бытовые условия.

В детском саду ребенка окружает многочисленный персонал, который состоит из женщин. В школе преимущественно та же картина. А ведь это негативно сказывается на воспитании мальчиков. Еще одна проблема возникает, если в семье нет отца и дедушки, и воспитанием мальчика занимаются мама и бабушка. В семье, где мать доминирует, мальчик вырастает изнеженным и очень часто его не принимает коллектив мальчиков. А вот если девочка воспитывается жестким отцом, у нее часто отмечаются мускулинные качества и коллектив девочек ее отрицает. Такие девочки обычно хорошо адаптируются в мальчишеской компании.

В своей работе по гендерному воспитанию мы разработали план мероприятий, включающий в себя работу с родителями. Это встречи за круглым столом, консультации, совместные праздники («День матери», «Папа, мама, я – спортивная семья»), фотовыставки «Моя семья», «Мои питомцы». Беседы с детьми, распределение обязанностей между девочками и мальчиками, например (девочки накрывают стол к обеду, а мальчики расставляют стулья или мальчики выносят ящик с выносными игрушками с прогулки, а девочки поливают цветы).

Можно дать рекомендации для гендерного воспитания девочек:

  • Мама и дочка – лучшие подруги!
  • Мама с дочкой секретничают и проводят задушевные беседы!
  • Папа относится к дочери с большим уважением, как к маме!
  • Хорошо, если девочку привлекают к ведению домашнего хозяйства (вытирает пыль, моет чашки, режет овощи на салат и хлеб)
  • Если девочка занимается танцами, балетом, вокалом, вышиванием – это замечательно!

А вот советы по воспитанию мужественности у мальчиков:

  • Больше хвалите мальчика, поощряйте его действия!
  • Папа – пример мужского поведения, не забывайте об этом!
  • Самообслуживание – важный аспект воспитания самостоятельности и мужественности!
  • Поддержание дисциплины, привлечение к домашнему труду – необходимость!
  • Наличие в игрушках машин, солдатиков, разного вида конструкторов, детских наборов инструментов.
  • Никогда не ругайте за слезы!
материалы в печатный сборник 

К большому сожалению, в современном мире постепенно стираются различия между полами. Мода диктует мужскую одежду для девушек, обтягивающую одежду для юношей. Поэтому именно родители контролируют гендерное поведение своих детей. Покупают женственные платья для девочек, соответствующую одежду для мальчиков. Важно контролировать окружение детей, занимать их свободное время. Быть вместе! Для ребенка важно видеть отношение отца к матери, братьев к сестрам.

Родителям важно помнить, что гендерная идентификация у мальчиков проходит гораздо медленнее и сложнее, чем у девочек.  Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях процесс становления гендерной идентичности для мальчиков проходит довольно проблематично и поэтому в семейном воспитании необходимо учитывать и применять дифференцированные формы воспитания девочек и мальчиков с учетом их различий.

Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития. В нашем дошкольном учреждении есть психолог, которая всегда готова прийти на помощь в вопросах гендерного воспитания.

Литература

  • Климина, Л.В. Если вы растите сына – СПб: Детство-Пресс, 2012.
  • Климина, Л.В. Если вы растите дочь – СПб: Детство-Пресс, 2012.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь