Мальцева Жанна Владимировна
Назаренко Дарья Андреевна
инструкторы по физической культуре
МБДОУ ДС №64«Искорка»
Старооскольского городского округа
Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе поло ролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Известный писатель и педагог Ж. Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых лет жизни.
Учитывая это, мы, разрабатывая занятия по плаванию, опираемся на основные потребности дошкольников:
- в безопасности;
- в социальных связях (ребенок независимо от пола должен найти свое место в коллективе, быть приобщенным к коллективной работе, где он чувствовал себя одним из полноправных участников важного процесса обучения плаванию);
- в самоуважении (успехи ребенка должны быть отличены, по достоинству оценены);
- в самоактуализации (каждому ребенку, вне зависимости от половой принадлежности должна быть представлена возможность проявить свои способности во время выполнения достаточно сложных заданий. Он должен понимать важность и смысл занятий плаванием для укрепления здоровья и хорошего физического развития).
Первое, с чем мы столкнулись – это слабое физическое развитие мальчиков и девочек при поступлении в детский сад. Дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие, быстрота, ловкость, координация движений, сила.
Наблюдая на занятиях по плаванию за детьми, мы заметили, факт некоторого опережения в развитии девочек, их высокий уровень адаптивности к водной среде. У них лучше развита тонкая координация. Они более воспитаны, эмоционально крепче, физически сильнее. Мальчики, наоборот, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости. У них снижена критичность, требовательность к себе. В результате неудач часто наблюдается эмоциональные срывы, они наиболее тревожны, боязливы при погружении в непривычные изменения среды (воду).
Гендерные социальные маркеры позволяют мгновенно по одежде узнавать, мужчин и женщин. Соответственно, купальные принадлежности девочек и мальчиков различны и по цвету, и по содержанию.
У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков зрительное восприятие. С учетом этих психологических особенностей на занятых по плаванию используем объяснение с показом упражнений и практическим выполнением движений телом, руками и ногами. Для лучшего усвоения материала детям задаем вопросы («каким способом работают руки, ноги? и др.), просим повторить словами схему движения рук или ног («к себе», «крючки», «широко», «вместе» – брасс ноги).
Девочки крайне чувствительны к интонации, к форме оценки, им важно, чтобы ими восхищались в присутствии окружающих взрослых и других детей.
Для мальчиков наиболее значительным является указание на то, что он добился результата в чем-то конкретном, например, проплыл самую большую дистанцию, лучше всех выполнил задание, собрал со дна больше всех игрушек и др.
Наша задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, будь он мальчик или девочка.
В ДОУ и мальчики, и девочки воспитываются совместно, чтобы преодолеть разобщенность между ними организуются совместные соревнования, игры, в процессе которых дети могут действовать сообща или по половым различиям.
Для формирования потребности в движении, развития двигательных навыков мы используем разные варианты проведения занятий плаванием:
- занятия по традиционной схеме (для мальчиков и девочек совместно);
- занятия-тренировки (дети делятся на группы: сначала показывают девочки, потом мальчики);
- занятия-соревнования, где дети делятся на группы (мальчики, девочки) и в ходе эстафет двух команд выявляются победители;
- занятия-зачеты (дети выполнению тестовые задания по плаванию, в результате которых получают поощрительные призы (шаблоны-рыбки с пятеркой, медали, грамоты и др.)
В конце года нами проводится водный праздник, где распределяются роли в зависимости от половой принадлежности: девочки – цветочки, рыбки, а мальчики – звезды, лягушки, дельфины и др. Несмотря на то, что имеют место быть существенные различия между мальчиками и девочками, мы стараемся сохранить равенство для получения знаний, умений, навыков в плавании как для девочек, так и для мальчиков.
Результатом работы считаем, что дети с радостью бегут на занятия по плаванию, получают эмоциональный подъем, выявляют у себя находчивость, смелость, умение, сопереживать, проявлять силу воли.
Развитие личности в гендерном направлении в дошкольном возрасте – это процесс очень неустойчивый. Во многом зависит от условий в детском саду и в семье.